Жалобы в фас по 44 фз нарушении конкуренции

Жалобы в фас по 44 фз нарушении конкуренции Загранпаспорт
Содержание
  1. Не ФАСом единым: куда еще можно жаловаться на заказчиков
  2. Как обратиться к уполномоченному по правам предпринимателей
  3. Порядок обращения в органы внутреннего государственного финансового контроля
  4. Как обратиться в прокуратуру
  5. Какая ответственность по 44-ФЗ предусмотрена за ограничение конкуренции, и каким нормами она регулируется?
  6. Правовое регулирование
  7. Признаки ограничения конкуренции
  8. Принципы обеспечения добросовестной конкуренции
  9. Ответственность за ограничение: уголовная и административная
  10. Жалобы в фас по 44 фз нарушении конкуренции
  11. Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ
  12. Как подать жалобу в ФАС России в 2020 году
  13. Образец жалобы в фас на ограничение конкуренции
  14. Обращение в ФАС о недобросовестной конкуренции: образец заявления, сроки подачи, причины отказа в рассмотрении жалобы
  15. Случаи недобросовестной конкуренции
  16. Как правильно составить жалобу в ФАС
  17. Куда подавать
  18. Способы подачи заявления
  19. Сроки подачи и рассмотрения
  20. Причины отказа в рассмотрении жалобы
  21. Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: как правильно составить и подать
  22. Официальные требования к жалобе
  23. Требования к содержанию жалобы
  24. Какие документы прикладывать к жалобе
  25. Срок подачи жалобы
  26. Сроки рассмотрения жалобы
  27. 📹 Видео

Видео:Жалоба в ФАС по закупкамСкачать

Жалоба в ФАС по закупкам

Не ФАСом единым: куда еще можно жаловаться на заказчиков

Жалобы в фас по 44 фз нарушении конкуренции

Жалоба в ФАС на заказчика — это не единственная возможность поставщика защитить свои права. По Закону о контрактной системе, основным органом, осуществляющим контроль в сфере закупок, является ФАС России. Но существуют и альтернативные инстанции.

Чаще всего при нарушениях в госзакупках поставщики обращаются в ФАС. Но есть и другие инстанции, которые защищают интересы участников тендеров:

  • уполномоченные по правам предпринимателей;
  • органы государственного финансового контроля;
  • прокуратура.

Обращение в любую из инстанций не ограничивает право поставщика подать также заявление в арбитражный суд.

Скачать образец жалобы в ФАС на ограничение конкуренции

Как обратиться к уполномоченному по правам предпринимателей

Уполномоченные действуют в соответствии с законом от 07.04.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Система уполномоченных состоит из:

  • уполномоченный при Президенте РФ — защищает права российских и иностранных предпринимателей на территории России;
  • уполномоченные в субъектах РФ — рассматривают жалобы организаций, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта, а также поставщиков, права которых нарушены на территории субъекта.

Поставщик может обратиться к уполномоченному, если нарушены его права на этапе проведения тендера (нарушен порядок определения победителя, есть признаки ограничения конкуренции) или после заключения контракта (задержки оплат, создание препятствий при выполнении работ, предъявление необоснованных претензий по качеству и т. п.).

Подать жалобу можно в письменном виде, выслав по почте или в электронном виде на электронный адрес или через сервис «Электронная приемная». В жалобе указываются Ф.И.О. заявителя, реквизиты организации, обратный адрес, четкое описание проблемы, при наличии — подтверждающие документы.

Срок принятия решения о рассмотрении или отказе — 10 дней.

Уполномоченные имеют право:

  • разъяснять заявителю, как он может самостоятельно защитить свои права;
  • передавать жалобу в соответствующий госорган для решения по существу (ФАС, прокуратура, следственные органы);
  • обращаться в суд;
  • направлять в госорганы обращения о привлечении виновных лиц к ответственности;
  • направлять заказчикам рекомендации по восстановлению нарушенных прав.

Порядок обращения в органы внутреннего государственного финансового контроля

Структуры финконтроля функционируют в исполнительных органах власти субъектов (муниципалитетов).

Например, в структуре правительства Москвы действует Главное контрольное управление, в правительстве Санкт-Петербурга — Комитет государственного финансового контроля.

Основным направлением их деятельности является контроль за расходованием бюджетных средств: расчет НМЦК, планирование, обоснование закупки, расчеты и учет по заключенным контрактам.

Обращения можно направить в письменном виде по почтовому адресу и в электронном виде на электронную почту или через сервис «Электронная приемная». Текст жалобы должен содержать Ф.И.О.

, реквизиты организации, обратный адрес, изложение сути нарушения, при наличии — подтверждающие документы. Порядок рассмотрения установлен законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Ответ направляется заявителю в течение 30 дней со дня регистрации.

На основании поступивших жалоб контролеры:

  • проводят внеплановые проверки;
  • выдают предписания об устранении нарушений;
  • составляют протоколы об административных правонарушениях;
  • обращаются в суд о признании недействительными результаты закупок.

Как обратиться в прокуратуру

В отличие от контрольных органов, которые проводят проверки в соответствующих их роду деятельности сферах, прокуратура осуществляет универсальный надзор соблюдения законности.

https://www.youtube.com/watch?v=vP8rFA0PMCA

Поставщик может обратиться в прокуратуру в случаях:

  • ограничения конкуренции;
  • коррупционной составляющей;
  • нарушений при расходовании бюджетных средств;
  • других случаях нарушения закона.

Обращения можно направить устно и письменно. Для устного обращения в прокуратуру организован прием граждан. Письменные направляются на адрес прокуратуры или через сервис «Электронная приемная». Прокуроры работают с обращениями в соответствии с законом № 59-ФЗ и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан от 30.01.2013 № 45. Срок рассмотрения — 30 дней с даты регистрации.

По результатам работы с жалобой прокурор может:

  • возбудить производство по административному или уголовному правонарушению;
  • выдать заказчику представление об устранении нарушений;
  • направить ответственным лицам предостережение о недопустимости нарушения;
  • составить протест на правовой акт.

Эти инструкции отвечают и на вопрос, куда жаловаться на прокуратуру. Но в рамках 44-ФЗ это можно сделать, только если прокуратура выступает госзаказчиком.

Видео:Порядок подачи жалобы в ФАССкачать

Порядок подачи жалобы в ФАС

Какая ответственность по 44-ФЗ предусмотрена за ограничение конкуренции, и каким нормами она регулируется?

Жалобы в фас по 44 фз нарушении конкуренции

Принцип свободной конкуренции выступает одним из базовых в рамках законодательства о контрактной системе. Под конкуренцией понимается соперничество между участниками одного товарного рынка, а также в сфере выполнения услуг или работ.

Правовое регулирование

Вопрос ограничения конкуренции недостаточно хорошо урегулирован в 44-ФЗ. Положения ст. 8 44-ФЗ, которые закрепляют принципы обеспечения конкуренции, являются рамочными (с полным текстом документа можно ознакомиться здесь).

Помимо 44-ФЗ, вопросы ограничения конкуренции освещены в ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 2006 года. Здесь сказано, что под ограничением конкуренции между сторонами понимаются такие отношения, при которых влияние одного или нескольких участников на условия рыночного оборота ограничены.

Применительно к закупочной деятельности под ограничением конкуренции можно понимать различные согласованные действия заказчика и поставщика, координацию экономической деятельности, антиконкурентные соглашения и картельные сговоры. Ключевой отличительной чертой данного деяния является наличие договоренности у сторон и их целенаправленное влияние на результаты закупки.

Признаки ограничения конкуренции

В 44-ФЗ не указано на признаки ограничения конкуренции, но они содержатся в п. 17 ст. 4 135-ФЗ от 2006 года. К таким признакам относят:

  1. Отказ участника торгов от самостоятельных действий.
  2. Любые воздействия на ход закупки.
  3. Согласованные действия нескольких участников.
  4. Заключение соглашений, которые направлены на создание преимуществ для определенного участника.
  5. Незаконный доступ к конфиденциальной информации при наличии сговора участника с заказчиком.
  6. Незаконное отклонение заявок.
  7. Нарушение порядка определения победителей.
  8. Установление заказчиком невыполнимых требований.
  9. Подготовка закупочной документации под конкретного поставщика.
  10. Участие в закупках должностных лиц заказчика или лиц, которые имеют с ним конфликт интересов.
  11. Ограниченный доступ для участников к закупочным мероприятиям.
  12. Включение в одну закупку товаров, работ и услуг, которые не связаны между собой.

Выявление указанных признаков нарушения конкуренции и правил ведет к признанию закупки и подписанного контракта недействительными.

https://www.youtube.com/watch?v=i_L0CUdOAbM

В некоторых статьях 44-ФЗ установлены правила, которые направлены на недопущение ограничения участия в закупках для отдельных компаний. Так, согласно ч. 1 ст. 24 44-ФЗ заказчик обязан в процессе закупок использовать конкурентные способы определения поставщика.

Согласно ст. 33 44-ФЗ, заказчик должен исходить из следующих правил описания предмета закупок: оно не должно содержать характеристик товаров, которые могли бы ограничить количество участников по п. 1 ч. 1; в ч.

3 указано на недопустимость указания конкретных производителей при описании объекта закупки (за некоторым исключением) или указание производителя без возможности поставки аналога. Указанная статья 44-ФЗ также не допускает требований к репутации, производственным мощностям, трудовым и финансовым ресурсам исполнителя.

В процессе торгов недопустима деятельность, которая может привести к ограничению конкуренции по ч. 1 ст. 17 ФЗ-135, а также иные действия, которые ограничивают численность участников, но не содержатся в п. 17 135-ФЗ.

Принципы обеспечения добросовестной конкуренции

Согласно ч. 2 ст. 8 44-ФЗ конкуренция в закупочной сфере должна быть основана на соблюдении принципов добросовестной и свободной ценовой и неценовой конкуренции, а деятельность заказчика, которая направлена на необоснованное ограничение численности участников, прямо запрещена. Участникам должны быть предоставлены равные условия для участия в закупочной деятельности.

На основании рассмотрения решений по делам о рассмотрении жалоб на ограничение конкуренции можно сделать выводы, что заказчику следует принять такие меры для обеспечения добросовестной конкуренции:

  1. Прописать обоснованные требования к объекту закупки, которые отвечают объективным потребностям заказчика.
  2. Включить в закупочную документацию сведения о том, что к поставке допускаются товары от различных производителей.
  3. Обеспечить наличие в итоговом протоколе данных о том, что в закупке принимали участие несколько поставщиков.

В ходе проверочных мероприятий антимонопольной службой в пользу заказчика может играть выявление принципа эквивалентности товаров от нескольких производителей, что также говорит о том, что закупка проведена без нарушений; наличие официальных запросов от участников на разъяснение закупочной документации и пр.

Ответственность за ограничение: уголовная и административная

Сам 44-ФЗ не содержит мер ответственности для заказчика за нарушение принципа свободной конкуренции. Но он содержит отсылочные нормы к положениям административного или уголовного законодательства.

За ограничение конкуренции заказчику грозит административная ответственность или уголовное наказание. Административное наказание за нарушение принципов свободной конкуренции наступает, согласно ст. 14.9 КоАП РФ. По указанной статье (ч. 1) должностному лицу заказчика грозит штраф от 15 до 50 тыс. р.

Если указанное лицо совершает такой же повторный проступок, то по ч. 2 ему грозит дисквалификация на период до 3 лет.

Ответственность за ограничение конкуренции в виде соглашения или картельного сговора предусмотрена в ст. 14.32 КоАП РФ. Такое деяние может грозить участникам торгов штрафом в размере не менее 100 тыс. р.

или до 50% от НМЦК.

Уголовное наказание грозит сторонам, если ущерб государству от их противоправной деятельности превысил 10 млн р. Наказание за ограничение конкуренции наступает по нормам ст. 178 УК. В ней прописаны такие меры ответственности, как:

  1. Штрафные санкции в размере до 500 тыс. р.
  2. Принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до года.
  3. Лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией до года.

Если же государству был причинен ущерб в особо крупном размере, который превысил 30 млн р., то наказание за такое деяние предусматривает лишение свободы до 6 лет. Дополнительно должностное лицо могут оштрафовать на сумму до 1 млн р.

В случае если участнику стало известно о несоблюдении заказчиком принципов свободной конкуренции в ходе закупки, он может подать на него жалобу в ФАС. Для обжалования действий заказчика законом предусмотрены такие сроки:

  1. Обращения на нарушения в закупочной документации можно подавать до окончания сроков подачи заявок.
  2. Если участник нашел нарушения в ходе закупочной процедуры, то обратиться в ФАС ему следует до подписания госконтракта с победителем.

В случае если по результатам закупки уже был подписан госконтракт, поставщику придется жаловаться на действия заказчика в судебные инстанции.

Жалоба на ограничение конкуренции может быть подана в бумажном и электронном видах. Подписать ее следует непосредственно заявителю. В жалобе должны быть указаны:

  • данные заказчика (наименование, контакты и адрес);
  • сведения о заявителе (наименование или ФИО, контактные сведения, реквизиты) – это обязательное условие, так как анонимные обращения не рассматриваются);
  • сведения о закупке: ее номер в ЕИС;
  • информация о нарушениях со ссылками на законодательство;
  • список документов, которые подтверждают факт совершения нарушений заказчиком.

В течение 2 дней после поступления обращения ФАС должна зарегистрировать его и начать рассмотрение по существу либо отклонить его. Жалобу могут отклонить в случае, если она не соответствует требованиям законодательства, анонимна или заявитель нарушил установленные сроки для подачи жалобы.

https://www.youtube.com/watch?v=7kNo16blQbY

На оценку доводов сторон у ФАС будет пять дней, после чего инстанция выносит свое решение. По результатам рассмотрения жалобы антимонопольная служба может вынести обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

Таким образом, ограничение конкуренции выступает серьезным правонарушением законодательства о контрактной системе. При этом в 44-ФЗ не содержится четкого структурированного положения об этом явлении. В связи с этим заказчику по 44-ФЗ следует руководствоваться требованиями ФЗ-135.

При выявлении признаков ограничения конкуренции участник может пожаловаться на заказчика в ФАС. Такое правонарушение грозит заказчику административным и уголовным наказанием.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

Видео:Подготовка и направление жалобы в ФАС (как подать и как преодолеть нарушение 44 фз) 18+Скачать

Подготовка и направление жалобы в ФАС (как подать и как преодолеть нарушение 44 фз) 18+

Жалобы в фас по 44 фз нарушении конкуренции

Жалобы в фас по 44 фз нарушении конкуренции

Принцип свободной конкуренции выступает одним из базовых в рамках законодательства о контрактной системе.

Под конкуренцией понимается соперничество между участниками одного товарного рынка, а также в сфере выполнения услуг или работ.Вопрос ограничения конкуренции недостаточно хорошо урегулирован в 44-ФЗ. Положения ст.

8 44-ФЗ, которые закрепляют принципы обеспечения конкуренции, являются рамочными (с полным текстом документа можно ознакомиться ).

Помимо 44-ФЗ, вопросы ограничения конкуренции освещены в ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 2006 года.

Здесь сказано, что под ограничением между сторонами понимаются такие отношения, при которых влияние одного или нескольких участников на условия рыночного оборота ограничены.

Применительно к под ограничением конкуренции можно понимать различные согласованные действия заказчика и поставщика, координацию экономической деятельности, антиконкурентные соглашения и картельные сговоры.

Ключевой отличительной чертой данного деяния является наличие договоренности у сторон и их целенаправленное влияние на результаты закупки.Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  1. Санкт-Петербург: .
  2. Москва: .

В 44-ФЗ не указано на признаки ограничения конкуренции, но они содержатся в п. 17 ст. 4 135-ФЗ от 2006 года.

К таким признакам относят:

  • Незаконное отклонение заявок.
  • Отказ участника торгов от самостоятельных действий.
  • Нарушение порядка определения победителей.
  • Любые воздействия на ход закупки.
  • Подготовка закупочной под конкретного поставщика.
  • для участников к закупочным мероприятиям.
  • Незаконный доступ к конфиденциальной информации при наличии сговора участника с .
  • Участие в закупках должностных лиц заказчика или лиц, которые имеют с ним конфликт интересов.
  • Заключение соглашений, которые направлены на создание преимуществ для определенного участника.
  • Включение в одну закупку товаров, работ и услуг, которые не связаны между собой.
  • Установление заказчиком невыполнимых требований.
  • Согласованные действия нескольких .

Выявление указанных признаков нарушения конкуренции и правил ведет к признанию закупки и подписанного контракта недействительными.В некоторых статьях 44-ФЗ установлены правила, которые направлены на недопущение ограничения участия в закупках для отдельных компаний. Так, согласно ч. 1 ст.

24 44-ФЗ заказчик обязан в процессе закупок использовать конкурентные способы определения . Согласно ст. 33 44-ФЗ, заказчик должен исходить из следующих правил описания предмета закупок: оно не должно содержать характеристик товаров, которые могли бы ограничить количество участников по п.

1 ч. 1; в ч. 3 указано на недопустимость указания конкретных производителей при закупки (за некоторым исключением) или указание производителя без возможности поставки аналога. Указанная статья 44-ФЗ

Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ

«» Прежде всего хотелось отметить, что Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки установлен Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

Так, в случае если заказчиком не исполняются нормы Закона о контрактной системы при осуществлении закупки, у любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц имеется право обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, закупочной комиссии, ее членов, членов контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом, обжалование действий (бездействия) заказчика в контрольный орган в сфере закупок не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке. Жалобы подаются и рассматриваются согласно административному регламенту антимонопольной службы №727/14 от 19.11.2014г.

и Закона № 44-ФЗ. Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования жалобы, сроку подачи.

Закон не предусматривает какие-либо четкие требования жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд.

Но считаю необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.

https://www.youtube.com/watch?v=-3yWUZFzH2Y

Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в антимонопольный орган:

  1. если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта — до заключения госконтракта;
  2. жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
  3. жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
  4. жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.
  5. жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.

Так, к первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.

Как подать жалобу в ФАС России в 2020 году

Искать защиты ущемленных прав производители и потребители товаров и услуг могут в Федеральной антимонопольной службе, призванной контролировать соблюдение правовых норм в сфере конкуренции, финансовых и рыночных отношений.

Восстановить справедливость организациям и гражданам вовсе не сложно, главное, знать, как подать жалобу в ФАС в 2020 году. Деятельность предприятий неразрывно связана с заключением договорных отношений между заказчиком и исполнителем.

И нередко сотрудничеству предшествует участие в тендере, особенно если речь идет о размещении госзаказа. При этом соискатели не всегда остаются довольными решением тендерной комиссии и считают, что их права были нарушены. В этом случае они могут восстановить справедливость, подав жалобу в ФАС России.

Прежде чем требовать защиты в Федеральной антимонопольной службе, следует выяснить, решение каких вопросов находится в ее компетенции.

Жаловаться в эту организацию можно, если обнаружены правонарушения в сфере:

  1. конкуренции;
  2. соблюдения законодательных актов;
  3. градостроительной деятельности;
  4. рыночных взаимоотношений;
  5. финансового сотрудничества;
  6. рекламы;
  7. порядка проведения аукционов и электронных торгов.
  8. размещения госзаказов;

Обращаться в могут отдельные граждане, коллективы и юридические лица, считающие, что их права в определенных вопросах были ущемлены или ими были выявлены нарушения действующего законодательства.

В качестве обращений могут выступать: Предложение В этом документе заявитель может высказывать рекомендации по совершенствованию действующих нормативно-правовых актов, улучшению работы центрального аппарата ФАС РФ и его территориальных подразделений, развитию социальной или экономической сфер общества или деятельности государства Заявление Направляется с просьбой о содействии в реализации предоставленных Конституцией прав или с целью информирования о выявленном нарушении закона или недостатков в работе подразделений ФАС РФ Жалоба Содержит просьбу о восстановлении прав и законодательно гарантированных интересов Законодательством определены четкие сроки, которые отводятся пострадавшей стороне для подачи жалобы в антимонопольную службу: Не позднее 10 дней от даты публикации

  1. протокола заявок на участие или протокола проведения мероприятия — для аукциона;
  2. итогового протокола — для конкурса;
  3. протокола рассмотрения корректировочных заявок — для запроса котировок.

Не позднее 10 дней От даты протокола при определении поставщика или исполнителя закрытым способом Не позднее 30 дней Для оспаривания действий оператора электронной торговой площадки До окончания срока, отведенного для подачи заявок При оспаривании положений документации о проведении закупок До заключения контракта При обжаловании действий во время рассмотрения вторых частей заявок конкурсантов на участие в аукционе Если установленный законом срок подачи жалобы в ФАС пропущен, обжаловать действия или бездействие стороны по договору или оператора электронной площадки пострадавшая сторона может только через Арбитражный суд.

Образец жалобы в фас на ограничение конкуренции

Видео:Как подать жалобу в ФАС? Практическая инструкция.Скачать

Как подать жалобу в ФАС?  Практическая инструкция.

Обращение в ФАС о недобросовестной конкуренции: образец заявления, сроки подачи, причины отказа в рассмотрении жалобы

Жалобы в фас по 44 фз нарушении конкуренции

Рассмотрение обращений граждан по вопросу нарушения принципов добросовестной конкуренции находится в компетенции Федеральной антимонопольной службы. Именно сюда могут обратиться участники контрактной системы и системы закупок при нарушении норм 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Случаи недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция – это все действия, которые направлены на получение преимуществ в процессе коммерческой деятельности, противоречащие нормам закона. Из-за таких действий участник сферы закупок лишается права на участие в закупочной деятельности на принципах свободной конкуренции.

Нарушение положений антимонопольного законодательства приводит к необоснованному росту бюджетных расходов на закупки товаров, работ и услуг.

Основными примерами нарушения принципов добросовестной конкуренции являются:

  1. Действия со стороны конкурирующих организаций, которые привели к убыткам компании или создали негативные предпосылки для формирования убытков.
  2. Действия, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.
  3. Действия, противоречащие обычаям делового оборота, правилам справедливости и российскому законодательству.

Например, ограничением конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок является неправомерное отклонение заявок на участие в торгах, предъявление необоснованных требований к заявителям в извещении о закупке, включение в закупочную документацию условий, резко ограничивающих круг участников, разглашение сведений о закупке, преференции отдельному поставщику и пр.

https://www.youtube.com/watch?v=HnIdn08MO9E

Нарушение норм антимонопольного законодательства регламентируется 135-ФЗ «О защите конкуренции». Несоблюдение базовых принципов конкуренции выявляется и наказывается Федеральной антимонопольной службой.

Как правильно составить жалобу в ФАС

Жалоба в ФАС на нарушение норм антимонопольного законодательства по ст. 44 135-ФЗ «О защите конкуренции» подается в письменной форме и содержит ряд обязательных сведений. В их числе следующие:

  1. Сведения о заявителе: ФИО и адрес проживания физического лица, в отношении юрлица – его наименование и местонахождение, контактные сведения заявителя (телефон, электронная почта и пр.).
  2. Сведения о лице, в отношении которого передается заявление (нарушителя принципов свободной конкуренции – заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ).
  3. Сведения об антимонопольном органе, в который передается заявление.
  4. Перечисление нарушений антимонопольного законодательства, которые были допущены и обжалуются (в данном случае приводится ссылка на конкретные положения законодательства, которые нарушил заказчик).
  5. Требования заявителя: провести проверку, привлечь к ответственности и пр.
  6. Перечень приложенных документов.
  7. Документы, которые свидетельствуют о признаках нарушения антимонопольного законодательства (если их предоставить невозможно, то указывается причина этого).

Указанные требования распространяются также на обращения, поданные в ФАС в электронном виде.

В качестве доказательств можно приложить ссылку на извещение по закупке в ЕИС или иные данные. Наличие доказательств существенно сократит сроки рассмотрения обращения и увеличит вероятность принятия решения в пользу заявителя.

Бумажная версия заявления должна составляться на фирменном бланке организации (или содержать весь перечень реквизитов заявителя) и подписывается руководителем. При подаче документа в электронном виде его следует подписать электронной подписью.

При отсутствии в заявлении в ФАС обязательных сведений и документов ФАС вправе оставить обращение без рассмотрения по ч. 3 ст. 44 44-ФЗ.

Чтобы жалобу не отклонили, заявителю рекомендуется воспользоваться готовыми образцами заявлений от антимонопольной службы. В этом случае он сможет не опасаться, что забудет включить в жалобу обязательные сведения.

Образец жалобы в ФАС на ограничение конкуренции можно найти здесь.

При подаче жалобы заявитель вправе указать почтовый адрес для отправки ответа на обращение или иной способ для связи (например, отправку результатов обработки обращения на электронную почту).

Куда подавать

На основании ч. 1 ст. 23 ФЗ-135 от 2006 года уполномоченный орган наделен правом рассмотрения обращения и заявлений от граждан и организаций по вопросам недобросовестной конкуренции. На основании Постановления Правительства №331 от 2004 года таким органом назначен ФАС.

Заявление подается в территориальный орган антимонопольной службы по местонахождению нарушителя. Также заявитель может обратиться в центральное подразделение ФАС.

Контактные сведения для подачи обращения в ФАС можно найти на официальном сайте.

Способы подачи заявления

Для подачи жалобы в электронной форме можно воспользоваться следующими способами подачи заявления:

  1. Передать ее почтовым отправлением.
  2. Направить жалобу в электронной форме онлайн по адресу delo@fas.gov.ru.
  3. Использовать факсимильную связь.
  4. Передать заявление в общественной приемной руководящему составу ФАС. Порядок организации приема граждан можно найти здесь.
  5. Пожаловаться с помощью специальной формы для обращения граждан, которая расположена по ссылке. В форме выбирается вид обращения (жалоба), подразделение ФАС и другие сведения, которые содержат стандартные заявления.
  6. Через портал Госуслуги.

Сроки подачи и рассмотрения

Поступившее в ФАС заявление должно быть зарегистрировано в течение трех дней. ФАС должна рассмотреть поступившее заявление в течение 30 дней. Но по объективным обстоятельствам сроки рассмотрения обращения могут быть увеличены еще на 30 дней. Такое решение может принять руководитель ФАС в целях запроса дополнительных документов, расследования обстоятельств и пр.

https://www.youtube.com/watch?v=5O0qU0R0YCU

Если рассмотрение обращения не относится к компетенции ФАС, то она перенаправляет его в учреждение, которое отвечает за подобного рода жалобы. На это антимонопольной службе отводится 7 дней.

Причины отказа в рассмотрении жалобы

Заявителю могут отказать в рассмотрении его обращения по следующим причинам:

  1. Если заявитель подал анонимную жалобу.
  2. Сведения о заявителе невозможно прочитать.
  3. Если заявитель обжалует судебное решение (такие решения обжалуются в другом порядке).
  4. Если в обращении содержится нецензурная лексика или угрозы в адрес сотрудников ФАС.
  5. Если документ не содержит обязательные сведения и документы.
  6. Если жалоба не была подписана руководителем или ЭЦП.

Также заявителю не предоставят ответ, если для этого потребуется раскрыть сведения, содержащие государственную тайну; если заявитель ранее обращался в ФАС по данному вопросу, и ему предоставили разъяснения, и новая жалоба не содержит новых обстоятельств для рассмотрения по существу.

После поступления ответа от антимонопольной службы заявитель вправе обжаловать ответ при неудовлетворении результатами. Решения антимонопольной службы подлежат обжалованию в арбитражном суде. Заявителю отводится на это не более 3 месяцев.

Также заявитель вправе пожаловаться в центральный аппарат ФАС на действия или бездействие региональных подразделений. На это лицу дается 1 месяц.

Загрузка…

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Видео:Рассмотрение в УФАС жалобы по 44-ФЗСкачать

Рассмотрение в УФАС жалобы по 44-ФЗ

Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: как правильно составить и подать

Жалобы в фас по 44 фз нарушении конкуренции

Информацию о том, как писать жалобу в антимонопольную службу, можно найти в нормативных документах, однако сведения эти довольно скупы и требуют пояснений. Никакого образца или примера такой жалобы, то есть, так называемой «рыбы», официально не утверждалось, но практика выработала определенную форму. Все вместе это дает понимание о том, как правильно составить и подать жалобу.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами. 

Официальные требования к жалобе

Требования к написанию, подаче и рассмотрению жалобы содержатся в:

  • статьях 105 и 106 Закона № 44-ФЗ;
  • Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;
  • Приказе ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как составить жалобу — рассмотрим в инструкции «Составляем жалобу в ФАС по 44-ФЗ»

Требования к содержанию жалобы

Приведены в ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой жалоба на действия или бездействие заказчика должна содержать:

  1. данные заказчика: наименование, адрес и номер контактного телефона (если известен);
  2. тоже самое о заявителе жалобы, плюс номер факса (при наличии);
  3. указание на закупку. Здесь нужно пояснить, что, по мнению чиновников, жалоба должна подаваться на одну конкретную закупку. Поэтому указывать несколько номеров закупок при подаче жалобы не следует. В противном случае антимонопольная служба будет вправе ее вернуть без рассмотрения. Такие разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 29.07.2015 № Д28и-2221;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика и доводы жалобы. По мнению антимонопольных органов, из данного пункта следует, что заявитель обязан указать, каким именно нормам законодательства о контрактной системе не соответствуют действия заказчика. Если этого не сделать, жалобу могут оставить без рассмотрения. Примером является Решение Архангельского УФАС России от 24.08.2016 по делу № 321мз-16. Однако суды с этим не согласны, обращая внимание на то, что п. 4 ч. 8 ст. 105 не содержит таких требований (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 № 305-КГ16-15126). Тем не менее, поскольку речь в жалобе в любом случае будет идти о том или ином нарушении Закона № 44-ФЗ, то для убедительности стоит написать, какие именно нормы закона были нарушены заказчиком и каким образом.

Пример

При формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующее нарушения положений Закона о контрактной системе:

  • во-первых, на участника закупки, одержавшего победу в электронном аукционе, возложена обязанность по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако это нарушает требования ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой у заказчика возникает обязанность вернуть данные денежные средства по истечении срока, указанного в контракте.
  • во-вторых, заказчиком установлено требование о предоставлении информации о средней численности работников за предшествующий календарный год, выручке от реализации товаров или размере балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год, а также сведения о долях учредителей в уставном капитале. Однако это не предусмотрено ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Более того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе не допускается.
  • в-третьих, заказчиком неправомерно возложена дополнительная обязанность на исполнителя по замене обеспечения исполнения контракта, не предусмотренная Законом о контрактной системе.

Пример заимствован из Решения Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796, которым данные доводы жалобы были признаны обоснованными.

https://www.youtube.com/watch?v=agRBpvmF8Mk

Эти пункты являются требованиями к содержанию жалобы, приведенными в Законе № 44-ФЗ. Однако ряд вещей в них не оговорен. Например, в какой антимонопольный орган подавать жалобу? Этот пробел устранен в вышеназванном Административном регламенте, где в п. 3.9-3.12 определена подведомственность рассмотрения жалоб.

Общее правило таково: если закупка проводится для обеспечения региональных или муниципальных нужд, то жалоба направляется в региональное Управление ФАС по месту нахождения заказчика.

Если закупка обеспечивает федеральные нужды, то документ адресуется в ФАС России.

В приложении № 1 к данному Административному регламенту приведен список с адресами всех 82 Управлений, а также контактные центрального аппарата.

Другой вопрос: что просить в жалобе? Ответ на него вытекает из положений ст. 106 Закона № 44-ФЗ, посвященной рассмотрению жалобы, поскольку в них указано, какие права есть у антимонопольных органов при ее рассмотрении. Исходя их этих положений, в жалобе нужно просить:

  1. приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу (если закупка еще не закрыта) или аннулировать его результаты (если они уже известны);
  2. провести внеплановую проверку (в любом случае);
  3. выдать заказчику, в результате действий которого нарушаются права и законные интересы участника закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений (в любом случае). Например, путем отмены решения о несоответствии заявки заявителя дополнительным требованиям к участникам закупки, или путем отмены решения об отстранении заявителя жалобы от участия в определении поставщика, или путем внесения изменений в документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме… и так далее, в зависимости от того, что вызвало недовольство заявителя и является предметом жалобы.

Какие документы прикладывать к жалобе

Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?

Как минимум, к жалобе нужно приложить:

  1. доверенность, подтверждающую полномочия на подписание жалобы (или решение и приказ о назначении гендиректора, если он лично подписывает жалобу), поскольку такое требования прописано в ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ;
  2. документы о закупке, на которые есть ссылка в жалобе (документация о закупке, заявки, оспариваемые протоколы, решения и т.д.) с тем, чтобы они подтверждали ее обоснованность, как сказано в п. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.

При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).

Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.

Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).

Срок подачи жалобы

Сроки подачи жалобы описаны в п. 3-6 ст. 105 Закона № 44-ФЗ и сводятся к следующему.

  1. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
  2. Жалоба на действия или бездействие заказчика, а равно уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего может быть подана не позднее чем через 10 дней с даты размещения:

а) в ЕИС:

  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе,
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок,
  • протокола запроса предложений,

б) на электронной площадке:

  • протокола подведения результатов электронного аукциона

3. Жалоба на действия или бездействие, которые совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, может быть подана до заключения контракта.

4. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

https://www.youtube.com/watch?v=1p2H2WvhZzY

По истечении данных сроков жалобу можно подать только в суд.

Сроки рассмотрения жалобы

После регистрации поступившей жалобы, антимонопольный орган в течение 3-х рабочих дней уведомляет заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы, и рассматривает ее в течение 5-ти рабочих дней. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

Если результаты рассмотрения жалобы заявителя не устраивают, он вправе обжаловать его в арбитражном суде в течение 3-х месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).

Зарегистрируйтесь на курс профессиональной переподготовки «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов»  для руководителей и специалистов контрактных служб, контрактных управляющих, председателей и членов комиссий заказчика. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

📹 Видео

44-ФЗ | Частые нарушения, совершаемые заказчикамиСкачать

44-ФЗ | Частые нарушения, совершаемые заказчиками

Жалоба в ФАС на нарушение порядка подключения к сетямСкачать

Жалоба в ФАС на нарушение порядка подключения к сетям

обзор видеоурока 7. КОНТРАКТ 44-ФЗ . РНП . ЖАЛОБА ФАССкачать

обзор видеоурока 7. КОНТРАКТ 44-ФЗ . РНП . ЖАЛОБА ФАС

Написание жалобы в ФАС 44-ФЗ и 223-ФЗ \Федеральная антимонопольная служба\Госзакупки\Торги\Тендеры\Скачать

Написание жалобы в ФАС 44-ФЗ и 223-ФЗ \\Федеральная антимонопольная служба\\Госзакупки\\Торги\\Тендеры\\

Подача жалобы по 44-ФЗСкачать

Подача жалобы по 44-ФЗ

Подготовка и подача жалобы в контролирующий орган по 44-ФЗСкачать

Подготовка и подача жалобы в контролирующий орган по 44-ФЗ

Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: сроки, процедура, документыСкачать

Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: сроки, процедура, документы

Жалоба в ФАС на торги, госзакупки, тендеры: как составить, подать, участие по 44-ФЗСкачать

Жалоба в ФАС на торги, госзакупки, тендеры:  как составить, подать, участие по 44-ФЗ

Как правильно проводить «дорожные закупки»? Замечания ФАС РоссииСкачать

Как правильно проводить «дорожные закупки»? Замечания ФАС России

ЖАЛОБЫ в ТЕНДЕРАХ! Как подать??Скачать

ЖАЛОБЫ в ТЕНДЕРАХ! Как подать??

Жалоба в ФАС / Причины и последствия обращенияСкачать

Жалоба в ФАС / Причины и последствия обращения

ФАС: Нарушение правил конкуренции на продовольственных рынках критично для нац.безопасностиСкачать

ФАС: Нарушение правил конкуренции на продовольственных рынках критично для нац.безопасности

Антимонопольные споры, адвокат: недобросовестная реклама, конкуренция, тендерыСкачать

Антимонопольные споры, адвокат: недобросовестная реклама, конкуренция, тендеры

Как составить жалобу в ФАС на заказчикаСкачать

Как составить жалобу в ФАС на заказчика

Порядок обжалования по 44-ФЗ и 223-ФЗСкачать

Порядок обжалования по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Поделиться или сохранить к себе: