Первый урок конспект отцы и дети

Первый урок конспект отцы и дети Загранпаспорт

Видео:«Отцы и дети» за 40 секунд | Литература ЕГЭ 2023 #литература #егэ2023 #умскулСкачать

«Отцы и дети» за 40 секунд | Литература ЕГЭ 2023 #литература #егэ2023 #умскул

Конспект романа отцы и дети кратко | Госправо

Первый урок конспект отцы и дети

Можно сказать, что произведение повествует о трагической судьбе русского революционера. О косности обывателей и непонимании странной души, о трудностях которые ему приходится преодолевать на каждом шагу, но это не совсем так.

прежде всего это роман о смене поколений, о вечном конфликте который возникает у дорожащих своим положением и привычками отцов и стремящихся в светлое и неясное будущее детей. Отцы стремятся огородить своих чад от этого ошибочного с их точки зрения пути, дети не хотят слушать.

Они стремятся сами найти свое место в жизни постепенно становясь либо новыми отцами, либо реформаторами отшельниками. Вот как Базаров, который не преемля жизнь старшего поколения, найти свой путь, свой смысл жизни не сумел и в итоге полностью разочаровался в жизни.

В первые моменты встречи с отцом он с любовью вглядывается в него и понимает, как он, бедняга, поседел. Доброта отца находит в нем должную оценку.

Даже видя ограничения способностей матери, он соглашается с тем, что она прекрасная женщина. Но Базаров не может закрыть глаза на разницу взглядов и целей жизни. Такую глухую жизнь не может принять Базаров.

Базаров не хочет бороться с мелочами жизни, его задача – переделать основы жизни: исправить общество и болезней не будет.

Ребята! Пригласим наших гостей на один час в мир художественной литературы для вопросов и ответов по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Отцы и дети. Картинка к рассказу

Уже осенью этого же года Иван Тургенев, находясь в Париже, составляет свой «план» повести, по которому и начинает писать. Кстати, план нового произведения был проработан Иваном Сергеевичем до малейших подробностей. Сам автор романа «Отцы и дети» рассказывал всем, что замысел ему очень нравится, и он желает закончить это произведение уже к весне.

В поисках истины писатель делает читателя своим «попутчиком, вместе шагая и сбиваясь с дороги». И неправильно было бы искать в романе «логически стройного» изложения программы нигилиста Базарова. Читатель должен многое понять из намёков, сделанных писателем, из недосказанных фраз).

Аркадий приехал не один, а с товарищем — Евгением Васильевичем Базаровым, с которым он познакомился совсем недавно в Петербурге. За ужином появляется брат Николая Петровича — Павел Петрович Кирсанов, которому Базаров не понравился.

Базаров же в разговоре с Аркадием называет его дядю чудаком из-за того, что он одевается в деревне как щеголь.

Второстепенным пунктом являются Хохловские выселки (это место в романе лишь упоминается, но здесь не происходит никаких событий).

В Хохловских выселках на постоялом дворе Николай Петрович Кирсанов встречает сына в начале романа, здесь же Базаров и Аркадий запрягают лошадей при переезде из Никольского в деревню родителей Базарова.

Известный всему миру роман «Отцы и дети» был написан Иваном Сергеевичем Тургеневым быстро — работа над ним заняла у писателя примерно два года.

Мы с вами проанализировали взаимоотношения Базарова со всеми основными героями: Кирсановым, Одинцовой, своими родителями и отчасти с народом.

Каждыц раз выяснялось объективное превосходство Базарова над остальными героями. Казалось бы, тема романа исчерпана. Да, безусловно, эта проблема остро ставится в романе.

Мы с вами постараемся проанализировать проблему размежевания поколений, выразить своё отношение к этому явлению.

Любила поесть, поспать и знала толк в хозяйстве. В политике не разбиралась, знала, что есть господа, которые должны приказывать, и простой народ, который должен служить. Она очень добра и заботлива: не ляжет спать, если у мужа болит голова; больше всего на свете любит сына.

Из новой реплики Павел Петрович о молодых русских художниках понимаем, что явление «нигилизма» ему знакомо давно. «И эта зараза уже далеко распространилась». Явление им уже как-то по-своему оценено, у него вполне определенная враждебная позиция к нигилизму. Не случайно сказаны слова: «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты.

https://www.youtube.com/watch?v=H-EQFsmXHXo

В доказательство своих слов он рассказывает историю жизни Павла Петровича, который воспитывался сначала дома, затем в пажеском корпусе, был очень красивым и уверенным в себе, пользовался успехом у женщин. На двадцать восьмом году жизни он был капитаном, и впереди его ждала блестящая карьера. Но вдруг он познакомился с княгиней Р.

, и сразу же все изменилось: он влюбился в нее. Она же была для него загадкой, поэтому он подарил ей кольцо с вырезанным на нем сфинксом, подразумевая тем самым, что сфинксом является она.

Но вскоре он надоел княгине, она прогнала его, а Павел Петрович вышел в отставку, бросил карьеру и всюду преследовал возлюбленную, так как к прежней жизни он не мог возвратиться, хотя прекрасно понимал, что все отношения между ними уже закончены.
В августе 1860 года Иван Сергеевич Тургенев находился в Англии. Он прекрасно проводил время на острове Уайт.

Когда он принимал морские ванны в Вентноре, по воспоминаниям самого писателя, неожиданно ему в голову пришла мысль — написать «большую повесть». После этого автор стал понемногу работать над своим новым произведением.

Фабульная сторона романа «Отцы и дети»

Итак, позвольте предоставить вам обозначить тему нашего урока, которая будет отражать черты характера, поведения нашего главного героя.(Ребята предлагают версии, учитель их принимает). Но какая версия будет ближе, мы решим вместе к концу урока.

Среди критиков был молодой Максим Алексеевич Антонович, работавший в редакции «Современника». Этот публицист прославился тем, что не написал ни одной положительной рецензии. Он был мастером разгромных статей. Затем Павел Петрович стал жить с Николаем Петровичем в деревне, у которого к тому времени уже умерла жена, оставив ему Аркадия.

Мы убедились, что характер главного героя своеобразный, поэтому должны выбрать правильную версию темы нашего урока, которая бы это раскрывала. (После небольших прений подходим к выводу).

Название статьи позаимствовано из одноименного романа Аскоченского, опубликованного в 1858 году. Главный герой книги – некий Пустовцев – холодный и циничный злодей, истинный Асмодей – злой демон из иудейской мифологии, соблазнил своими речами Мари, главную героиню.

Судьба главного героя трагична: Мари умирает, Пустовцев застрелился и умер без покаяния.

Николай Петрович — сын боевого генерала 1812 года. Как и его старший брат, Павел, он сначала воспитывался дома, а затем должен был поступить на военную службу, но сломал ногу, два месяца пролежал в постели и на всю жизнь остался хромым.

Он учился в Петербурге в университете, влюбился в дочь чиновника, хозяина его бывшей квартиры. Женившись на дочери хозяина, он затем уехал сначала на дачу, потом в город, далее в деревню. Супруги жили в любви и согласии в течение десяти лет. У них родился сын Аркадий.

Потом жена Николая Петровича скончалась. Когда Аркадий вырос, отец отправил его в Петербург, а теперь ждал его приезда.
Чувствуя, что их сын необыкновенный, родители в детстве давали ему свободу.

Может быть, будь Базаров больше с отцом, между ними могло быть больше идейного взаимопонимания.

На следующее утро Евгений просыпается раньше остальных, а дворовые мальчишки ловят для него лягушек, которых он будет резать и изучать на них анатомию. Николай Петрович рассказывает сыну о Фенечке, после чего тот идет знакомиться с ней и со своим маленьким братом.

На вопрос Павла Петровича о том, кем является Базаров, Аркадий отвечает — «нигилист», то есть человек, который не принимает ни один принцип на веру. На что Павел Петрович возражает, что «без принципов жить нельзя».

Разговор, который состоялся за обедом, обнаружил разницу во взглядах героев на многие вопросы, после чего Аркадий замечает своему другу, что тот очень резко обращается с его дядей, который, по его мнению, достоин больше сожаления, чем насмешки.

Учитель: Павел Петрович, вероятнее всего, имеет в виду афоризм Гегеля: «Все разумное действительно, все действительное разумно», переосмыслив его. Павла Петровича пугает путь к новому через отрицание старых форм жизни, его пугает всякое посягательство на авторитет.

https://www.youtube.com/watch?v=rLxzsfo2T7U

О бесчувственности Базарова нельзя говорить, особенно при расставании с родителями. Он не хочет их огорчать, поэтому об отъезде не сразу сказал – это тоже далось ему не просто.).
Копытина Ирина Ивановна Государственное бюджетное образовательное учреждение центр образования № 491 «Марьино» учитель русского языка и литературы г.

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас

Мать ласково называет его «Енюшкой». При встрече старик глубоко дышал и щурился пуще прежнего, мать чуть не упала от волнения.
Появление романа стало событием в культурной жизни России, и не только потому, что это была прекрасная книга прекрасного писателя.

Вокруг нее закипели страсти, отнюдь не литературные. Незадолго до публикации Тургенев порвал отношения с Некрасовым и решительно разошелся с редакцией «Современника».

Каждое выступление писателя в печати воспринималось его недавними товарищами, а теперь противниками как выпад против некрасовского круга.

Оценка романа в русской критике. Работа с таблицами в текстовом процессоре Microsoft, Скачать Конспект урока «Художественное своеобразие романа «Отцы и дети». Оценка романа в русской критике.

Конспект урока по литературе на тему «И. С. Тургенева «Отцы и дети»»

В день отъезда он не хочет огорчать родителей. Так складывается трагический конфликт с любимыми и любящими. Этот конфликт, в который попадает Базаров дома, говорит еще об одном – об этом писал Тургенев в письме: «Все истинные отрицатели … происходили от сравнительно добрых и честных родителей».

Как шла работа над романом и какие этапы создания прошло это произведение, нам известно подробно, так как об этом сохранились не только сведения современников, но и записи самого Тургенева.

Что же это за «принсипы» Павла Петровича и как относится к ним Базаров? (Павел Петрович утверждает, что принципы аристократии, т. е. нравственные нормы, выработанные лучшими представителями предшествующих цивилизаций, — опора человеческой личности. Без принципов могут жить только безнравственные люди).

Характерно, что при описании «обратного» движения приятелей (из родительского дома Базарова) Тургенев не акцентирует внимание читателей на том, что герои заезжают в город, а лишь мельком упоминает об этом.

Заметив дурное настроение Анны Сергеевны, Аркадий и Базаров сообщают Одинцовой о том, что «заехали только по дороге и часа через четыре отправятся дальше в город».

Видео:"Отцы и дети" / Полное краткое содержание и разборСкачать

"Отцы и дети" / Полное краткое содержание и разбор

Первый урок конспект отцы и дети

Первый урок конспект отцы и дети

России по понятиям Базарова, есть направление глубоко историческое, рожденное многими противоречиями общественного устройства, устаревшими нормами сословной морали, низким уровнем жизни русского крестьянина).

— Вопрос, что признавать, на чем, на каких основаниях отстаивать свои «принсипы», очень важен для Павла Петровича.

Что же это за «принсипы» Павла Петровича и как относится к ним Базаров? (Павел Петрович утверждает, что принципы аристократии, т. е.

нравственные нормы, выработанные лучшими представителями предшествующих цивилизаций,- опора человеческой личности. Без принципов могут жить только безнравственные люди).

— А как оценивает это принципы Базаров? (Никак, так как никакого блага для общества они не несут. Базаров выступает за то, что полезно. «В теперешнее время полезнее всего отрицание…»)

II. Работа в группах.

1 группа

— Читаем отрывок из 6 главы. Павел Петрович задаёт вопрос Базарову (после разговора о науке)

— Попытайтесь определить подтекст разговора.

названия, идейно-художественное своеобразие,

особенности композиции.

Цели урока:

1. Обучающие: — подготовить учащихся к осмыслению произведения в

https://www.youtube.com/watch?v=9fE_ddPUP-I

процессе предстоящего анализа, пробудить в них интерес к

его изучению;

— раскрыть жизненные истоки проблематики романа, широ-

кий обобщающий смысл заглавия, идейно — художественное

своеобразие произведения;

— выделить особенности композиции;

— сформулировать определение социально-психологического

романа;

2. Развивающие: — развивать устную речь учащихся, расширять их словарный

запас;

— развивать умение анализировать и делать выводы;

— совершенствовать навыки работы с текстом художествен-

ного произведения.

3. Воспитательные: — воспитание внимательного отношения к слову, воспитание

вдумчивого читателя.

Оборудование урока: — портрет И.С.Тургенева,

— запись схемы «Этапы работы Тургенева над романом

«Отцы и дети».

Ход урока

I.

Базаров уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего практический результат.

Он даже гордится отсутствием у него «художественного смысла» и полагает, что изучать психологию отдельного индивидуума незачем: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других».

Для Базарова не существует ни одного «постановления в современном нашем быту… которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания».

О собственных способностях он высокого мнения, но своему поколению отводит роль не созидательную — «сперва надо место расчистить». Павлу Петровичу «нигилизм», исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует «в пустоте».

Роман отцы и дети краткое содержание по главам

Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет.

Окончательно потерявший надежду на взаимность Одинцовой Базаров переламывает себя и расстается с ней и Аркадием.

На прощание он говорит бывшему товарищу: «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич…» Аркадий огорчен, но довольно скоро утешается обществом Кати, объясняется ей в любви и уверяется, что тоже любим.

Базаров же возвращается в родительские пенаты и старается забыться в работе, но через несколько дней «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством». Пробует он заговаривать с мужиками, однако ничего, кроме глупости, в их головах не обнаруживает.

Правда, и мужики видят в Базарове что-то «вроде шута горохового». Практикуясь на трупе тифозного больного, Базаров ранит себе палец и получает заражение крови.

Через несколько дней он уведомляет отца, что, по всем признакам, дни его сочтены.

Романа отцы и дети краткое содержание

Люди, по его представлениям, стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы».

Приятели спокойно уехали, а эмансипированная «женщина» была обижена тем, что оказалась неприметной (что неудивительно, ибо излишняя пошлость быстро навевает жуткую скуку).

Чуть позже мы узнаём кое-что из жизни молодой княгини-вдовы, а затем разворачивается интересная интрига: Базаров с Кирсановым приходят в номер Анны Одинцовой.

Завязалась беседа светской медведицы с нигилистом, и оказалось, что Одинцова зря времени не теряла и успела прочитать несколько хороших книг.

Интересно, что при встрече с вдовой и при прощании с ней Базаров был смущён (и самому себе удивлялся).

На улице светский романтик решил узнать, что думает нигилист об Одинцовой. Базаров вновь блеснул фирменным медицинским юмором, сказав о «богатом теле» и об «анатомическом театре».

Часть пятая

Чуть позже приятели попадают в усадьбу княгини Одинцовой. Как ни странно, но именно с молодой вдовой циничный нигилист быстро нашёл общий язык.

Они спокойно обсудили проблемы общества, связанные с дурным воспитанием, затем спокойно сыграли партию в преферанс.

https://www.youtube.com/watch?v=rqyJAiGbDXQ

С отъездом Базарова от родителей начинается заключительная смысловая часть: Базаров отдаляется от Аркадия и подводит черту в отношениях с Павлом Петровичем, затем по второму кругу отправляется в Никольское, чтобы распрощаться с Одинцовой, и возвращается к родителям, где расстаётся с жизнью вообще. Трёхчастная структура поддерживается введением в роман трёх усадеб. Это Марьино, Никольское и безымянное имение родителей Базарова.

Персонажи

Персонажи делятся не столько на «отцов» и «детей», сколько по принципу, сформулированному одной из героинь: «хищные» и «ручные».

К «ручным» относятся Николай Петрович Кирсанов – отец Аркадия, вдовец, добрый и чуткий человек, ценитель природы и искусства; Фенечка – молодая возлюбленная Николая Петровича, простая и милая женщина, прекрасная мать маленького сына; Аркадий Кирсанов – молодой дворянин, который постепенно отказывается от нигилизма и становится самим собой, и Катя – сестра Одинцовой, возлюбленная, а в будущем жена Аркадия, юная девушка, стремящаяся «поймать жизненную волну».

Туда же отправляется и Аркадий. Там они общаются с городской молодежью (Ситниковой и Кукшиной), которая придерживается нигилистических взглядов.

На губернаторском балу они проводят знакомство с Одинцовой, а затем едут в её имение, Кукшиной суждено остаться в городе. Одинцова отвергает признание в любви, и Базарову приходится покинуть Никольское.

Он и Аркадий отправляются в родительский дом и гостят там. Евгению не нравится излишняя забота родителей, он решает оставить Василия Ивановича и Арину Власьевну, и вернуться обратно в Марьино.

По пути они попадают к Одинцовой, сталкиваются с холодным приемом и едут в Марьино.

Николай Петрович рано женился на дочке незнатного чиновника и был счастлив в браке.

История создания романа «Отцы и дети»

Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «. Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей».

» Это было трудное для писателя время.

Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С.

Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов.

Конспект занятия с детьми подготовительной группы по духовно-нравственному воспитанию «Самое главное слово-мама»

Цель: разъяснить детям, что значит слово «мама»для каждого человека на земле, показать образ матери у каждого народа.
Раскрыть образ матери в поэзии и живописи. Воспитывать в детях любовь, уважение к маме. Развивать творческие способности, речь детей.

Аркадий Кирсанов, молодой дворянин, приятель и ученик Базарова, хочет походить на Евгения, но из этого ничего не выходит. Впоследствии молодой дворянин разочаровывается в идеях нигилизма.

Хотя Кирсанов молод, автор ставит его в один ряд с представителями консервативного лагеря вместе с дядей Аркадия, Павлом Петровичем, и его братом Николаем Петровичем.

Все они ничего не хотят менять в своём образе жизни.

О прототипах представителей «отцов» Тургенев пишет: «Николай Петрович — это я, Огарёв и тысячи других; Павел Петрович — Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники».

К группе «отцов» можно отнести и любящих родителей, стариков Базаровых, простых людей, доживающих свой век в родной деревне. Отец Базарова в своё время отдал землю крестьянам и очень этим гордился. Тургенев описывает мать Евгения «настоящей русской дворяночкой».

Базаров очень любит родителей, хоть и не показывает этого. Он говорит: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать».

Отец и мать прививают сыну истинные нравственные ценности, которые не в силах поколебать никакие новые веяния, зарождающиеся в обществе.

https://www.youtube.com/watch?v=L3xlQDcgbtE

Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (он в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким»).

Николай Петрович рано женился на дочке незнатного чиновника и был счастлив в браке. К его глубокому горю, супруга в 1847 г. скончалась. Все свои силы и время он посвятил воспитанию сына, даже в Петербурге жил вместе с ним и старался сблизиться с товарищами сына, студентами.

Последнее время он усиленно занялся преобразованием своего имения. Наступает счастливый миг свидания.

Да, безусловно, эта проблема остро ставится в романе.

konspekt-otcy-i-deti-55477/

Конспект романа отцы и дети кратко

Базаров не хочет полемизировать, но все же высказывается по главным пунктам своих убеждений. Люди, по его представлениям, стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы». Базаров уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего практический результат.

Он даже гордится отсутствием у него «художественного смысла» и полагает, что изучать психологию отдельного индивидуума незачем: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других».

Для Базарова не существует ни одного «постановления в современном нашем быту… которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания».

О собственных способностях он высокого мнения, но своему поколению отводит роль не созидательную — «сперва надо место расчистить».

Отцы и дети — краткое содержание

Перед смертью Базаров просит Одинцову приехать и попрощаться с ним.

Развернутая биография какого персонажа не включена в роман «Отцы и дети»?

а) Павел Петрович,

б) Фенечка.

в) Матвей Ильич Колязин.

г) А. С. Одинцова

Запись эпиграфа к уроку.

Таких людей, как они, в нашем большом свете

Днем с огнем не сыскать.

1). Как относятся к Евгению отец и мать и как чувства переданы автором?

( Тургенев показывает, с какой большой любовью родители Базарова относятся к сыну.

Внимание

Мать ласково называет его Енюшкой; от волнения она пошатнулась и, наверное, упала бы, если бы Базаров не поддержал ее.

Тургенев пишет, что старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего, потому что, наверное, хотел остановить слезы.

Итак, мы видим большую любовь родителей к сыну, чувствуем это благодаря мастерству Тургенева, силе его слова: лаконичными, но предельно выразительными деталями внешнего поведения героев он показывает их душевное состояние.

Возьмите хотя бы деталь о чубуке, прыгавшем между пальцами дрожащих рук отца).

2).

Видео:И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети" (1-урок). 10 класс.Скачать

И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети" (1-урок). 10 класс.

Конспект урока по Литературе

Первый урок конспект отцы и дети

Наша кнопка

Скачать материал

Цели урока: 1. Проверить знание содержания романа «Отцы и дети».

2. Развитиенавыков анализа текста.

3. Развитие интереса учащихся к чтению тургеневских произведений.

4. Развитие навыков выразительного чтения.

5. Развитие логического мышления.

Дидактическое пространство урока:

а) портрет И.С.Тургенева;

б) стенгазета «Тайна дворянского гнезда»;

в) альбом «И.С.Тургенев»;

г) роман «Отцы и дети» , «Стихотворения в прозе»;

д) романс В.Абаза на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…»

Ход урока:

(Звучит романс В.Абаза на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…»)

Вопрос: Как этот романс связан с именем И.С.Тургенева? ( Ответ: Стихи романса написаны И.С.Тургеневым).

Далее учитель проводит игру «Ассоциации» (на подносе лежит кусочек пластилина, скорлупа грецкого ореха и английская булавка; необходимо по данным предметам узнать героев произведения «Отцы и дети»).

Победившие становятся участниками литературной игры «Умники и умницы».

С целью розыгрыша дорожек учитель предлагает троим агонистам выразительно прочитать «Стихотворения в прозе» ( «Деревня», «Воробей», «Старик»).

Зелёнаядорожка.

Вопросы и задания.

  1. «От его краснощёкого, чисто русского лица, с большим белымлбом, немного толстым носом и широкими правильными губами так и веяло степным здоровьем, крепкой, долговечной силой»

«Аркадий вытянул голову из-за спины своего товарища и увидал на крылечке господского домика высокого, худощавого человека, с взъерошенными и тонким орлиным носом, одетого в старинный военный сюртук нараспашку».

(Василий Иванович Базаров).

  1. Перед вами портрет знаменитого русского поэта-романтика В.А.Жуковского. Какое отношение к вам, полковому лекарю, имеет этот человек? ( «…я у князя Витгенштейна и у Жуковского пульс щупал!»).

  2. Уважаемый Василий Иванович, вы давно уже в отставке, но медицинскую практику не оставили, лечите крестьян. Это благотв орительность или же средство существования для вашей семьи? ( Всё это я делаю gratis- анаматер-даром(лат.), по-любительски(фр.)).

  3. Вы гордитесь тем, что посадили в своём саду деревья, любимые римским поэтом Горацием (65-8гг. до н.э.). Какие это деревья? («А там, подальше, я посадил несколько деревьев, любимых Горацием.

-Что это за деревья? — спросил, вслушиваясь Базаров.

— А как же… акации».).

5. Учитель демонстрирует изображение человеческого зуба.

-Этот зуб сохранили как предмет гордости за сына. Чей это зуб? Почему он вызывает у вас гордость за сына?

(Базаров раз даже вырвал зуб у заезжего разносчика с красным товаром, и хотя этот зуб принадлежал к числу обыкновенных, однако Василий Иванович сохранил его как редкость и, показывая его отцу Алексею, беспрестанно повторял:

— Вы посмотрите, что за корни! Экая сила у Евгения! Краснорядец так на воздух и поднялся… Мне каж ется, дуб и тот бы вылетел вон!..».

Жёлтая дорожка.

Вопросы и задания.

  1. Лицо «длинное и худое, с широким лбом, вверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

(Евгений Васильевич Базаров).

  1. После знакомства с вами Павел Петрович Кирсанов спрашивает себя: «…где я слышал эту фамилию : Базаров?…» Господин Базаров, откуда , по-вашему, Павлу Петровичу могла быть известна ваша фамилия?

( «-Николай, помнится, в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров?

-Кажется, был.

-Точно, точно. Так этот лекарь его отец»).

3. Однажды в разговоре с Аркадием вы позволили себе поставить свою особу в один ряд с таким выдающимся политическим деятелем, как Сперанский. Что у вас, будущего лекаря, лекарского сына, может быть общего с личностью такого масштаба, как Сперанский?

(«Ведь вы знаете, что я внук дьячка?…

-Как Сперанский, — прибавил Базаров после небольшого молчания»).

4. Перед вами репродукция картин гениального художника итальянского Возрождения Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна», «Женщина с покрывалом», «Мадонна Конестабиле». Каково ваше отношение к творчеству этого художника?

( «-По-моему, — возразил Базаров, — Рафаэль гроша медного не стоит…»).

Красная дорожка.

Вопросы и задания.

  1. Подробного описания внешности этого персонажа в романе не содержится; портрет создаётся писателем посредством деталей: « в тарантасе мелькнул околыш студенческой фуражки», «знакомый очерк дорогого лица», «безбородая, запылённая и загорелая щека молодого кандидата». (Аркадий Николаевич Кирсанов).

  2. Аркадий Николаевич, несмотря на надетую вами маску нигилиста, в вашей речи нет-нет, да и проскользнёт красивое словцо, поэтическое сравнение. К примеру, вы дали очень красивое этимологии слова «ясень». Вспомните его, пожалуйста.

(«Не находите ли вы, — начал Аркадий,- что ясень по-русски очень хорошо назван: ни одно дерево так легко и ясно не сквозит на воздухе, как он»).

  1. Однажды вы приготовили соседней помещице Одинцовой приятный сюрприз: «Я вам, Анна Сергеевна, привёз нечто такое, чего вы не ожидаете…». Что же вы привезли Одинцовой?

(«Разговаривая однажды с отцом, он(Аркадий) узнал, что у Николая Петровича находилось несколько писем, довольно интересных, писанных некогда матерью Одинцовой к покойной его жене, и не отстал от него до тех пор, пока не получил этих писем…» Их-то и привёз Аркадий Одинцовой»).

Финалист награждается орденом «Умника»или «Умницы».

II.- «Что, Пётр, не видать ещё»? -спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на……..шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запылённом пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазёнками».

Так начинается роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Действие начинается 20-го мая 1859 года и завершается зимой 1860 года.

https://www.youtube.com/watch?v=-xgoqhnLSr0

На прошлом уроке мы с вами пытались разобраться в том, каков был колорит эпохи, что было за время.

Какой же рисует Тургенев свою эпоху, как характеризует это время?

В стране революционная ситуация: «преобразования» необходимы — это понимают все.

на крыльцо встречать старого и молодого Кирсановых. Тургенев подчёркивает отсутствие привычной традиции. Былых верных слуг ,Савельичей и Прокофьичей , теперь мало. Крестьяне надеются на реформу, ждут от неё многого. А пока даже в имении доброго Николая Петровича травят лошадьми барские посевы, «ненароком» поджигают скотный двор.

Перейдём непосредственно к тексту романа. Но прежде ответьте мне на вопрос.

Какие вы знаете произведения, гдецеликом или фрагментами использован распространённый в литературе жанр путешествия?

(«Путешествие» Радищева, «Евгений Онегин»(8глава), Чичиков, некрасовские мужики и многие другие).

Иногда это тысячи километров, а иной раз всего лишь 15 вёрст -от постоялого двора до барского имения Марьино, которые вместе с отцом и сыном Кирсановыми проехал тургеневский Базаров и которые приоткрыли истинное положение деревни накануне реформы, они(15 вёрст)- стали как бы фоном, на котором разворачивается острейший конфликт эпохи.

Посмотрев ещё разна тему нашего урока, можно сказать, что и в самой природе (конец мая) , и, образно говоря, в социально-политической жизни Базаровы ещё только появились… Весеннее, неокрепшее ощущается во всём: в характерах, в отношениях Николая Петровича и Фенечки, в знаменитых спорах «отцов» и «детей», в неодолимых ростках первой и несостоявшейся любви Базарова, наконец в его собственных, нужен ли он как отрицатель или не нужен. Но об этом позже, а сейчас откройте третью главу романа.

(Чтение разговора Аркадия с отцом).

— Такие перебивки будут почти на каждой странице романа. Дети вообще неохотно слушают отцов. Тургеневские- тем более. Ничто не берётся на веру, всё проверяется умом: пытливым, скептическим.

Не случайно описание портрета Базарова заканчивается строчками: «Его тёмно-белокурые волосы, длинные густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».

Некое рациональное, мозговое начало воплощает в себе этот самоуверенный ниспровергатель дворянской сентиментальности, прекраснодушной чепухи.

Вопрос. Ну, а если бы не прозвучал «голос», дочитал бы до конца Николай Петрович строфу Пушкина?

— Николай Петрович — возможно. А автор? ( Да, нет). Нет, ребята. Один из основных законов искусства -экономия средств. Как ни обожал Тургенев Пушкина, но ему нужны лишь самые первые строчки -о весне.

Исчерпывающее впечатление о нищете народа даёт картина предреформенной деревни. Не зря мы знакомимся с нею именно в мае- показательный месяц для любой деревни! Нового урожая ещё нет, а запасы старого велики ли? (Зачитать). Такой увидели деревню Базаров и Аркадий.

Вопрос. Кто ближе к деревне? Аркадий или Базаров?

Да, демократ-разночинец- человек дела, проникнутый горячим стремлением бороться во имя изменения общественного строя России. Этот человек, чей «дед землю пахал», всё-таки ближе к деревне, хотя и не понят ею.

На фоне размётанных крыш, обглоданных деревьев ещё значительнее, рельефнее вырисовываются нам его худое от работы и нелёгкой жизни, по-мужицки простоватое лицо.

И, ребята, не он, разрушитель и нигилист, а будущий «рьяный хозяин» Аркадий займётся мирным переустройством деревни. По этой причине именно ему открывается она со всеми своими бедами и горестями в майский солнечный день.

Вопрос. Кто же такой Базаров?

Он олицетворяет поколение новых людей 60-х годов XIX века.

Базаров резко противопоставлен всем действующим лицам. Он человек из иной среды и это проявляется в его взглядах во взаимоотношениях с родителями, другом, любимой женщиной.

Знакомя с обстановкой и главными действующими лицами романа, автор рисует портрет Базарова(стр.54 гл.II).

Обнажённая рука- перед нами человек дела, который не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, говорит как все люди из народа.

https://www.youtube.com/watch?v=p5ib8QZevzk

Он учился в медико-хирургической академии в 1855-1859 гг., т.е .был сверстником Добролюбова, который вышел из стен педагогического института в 1858 году уже сложившимся мыслителем.

Обратим внимание на круг интересов Базарова( стр.70 гл.VI).

Чем занимался Базаров?

Увлечение естественными науками – типичная черта культурной жизни 60-х годов. Это был необходимый фундамент всех знаний без исключения.

Но Базаров, конечно, не только будущий учёный-материалист, но и будущий общественный деятель.

«…Ведь он не на медицинском поприще достигнет той известности, которую вы ему пророчите?» -спрашивает старик Базаров Аркадия.

«Разумеется, не на медицинском, хотя он и в этом отношении будет одним из первых», —отвечает Аркадий, которому, видимо, известны намерения Евгения.

Тургенев не говорит читателю, на каком поприще развернётся талант Базарова. Но можно предполагать, что речь идёт о революционной деятельности.

Базаров-нигилист. В споре с Павлом Петровичем Кирсановым о сущности нигилизма Базарова прав Аркадий.

«Нигилист-это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип».

Это хорошо, когда человек проверяет всё сам, верит только фактам и собственному опыту. Но ведь есть вещи, которые не проверишь сам, есть истины, есть авторитеты, в которые нельзя не верить.

Ребята, можно ли так категорично отрицать всё, что отрицает Базаров? И что он вообще отрицает? Ведь он не признаёт ни любовь, ни искусство, ни поэзию. Как же может жить человек, не веря в искусство, в красоту природы? «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Базаров уверен в свое правоте, в своей силе. Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты -одним словом, всё то, во что верили либералы «отцы».

Было бы неверным утверждать, что Базаров рубит с плеча, начисто отвергая всё с хохотом и свистом: отрицая науку, Базаров выступает за отдельные ремёсла, за прикладные, конкретные науки, отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнениями людей, которые говорят дело. («Тамошние учители — дельный народ»(о немцах).

Вывод.

Таким образом, у читателя создаётся определённое впечатление о силе Базарова, о его превосходстве над другими героями романа.

Добролюбов писал о людях базаровского типа ещё до появления образа Базарова : «Они решают ступить на дорогу беспощадного отрицания, для отыскивания чистой истины, их конечная цель- принесение возможно большей пользы человечеству».

Домашнее задание. Письменная работа по вариантам:

1 вариант- Отношение Аркадия Кирсанова к отцу и отца к нему.

2 вариант- Отношение Евгения Базарова к своему отцу и отца к нему.

Выставление и комментированиеоценок.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории литература:

Часть первая

Начинается история в середине мая 1859 года. В имение Николая Петровича Кирсанова вот-вот вернётся Аркадий – великосветский медведь.

Но прежде чем говорить о барском сыне, писатель подробно поведал о самом барине. Николай Кирсанов не отличался храбростью, и избежал военной службы, сломав ногу и оставшись хромым на всю жизнь.

Родители барина умерли, не сумев приспособиться к жизни в Петербурге.

Николай Петрович женился, и как семьянин прожил двенадцать лет.

Соответственно порождения конфликтов избежать невозможно.

literatura/ottsy-i-deti-kratkoe-soderzhanie.html

конспект отцы и дети

В романе «Отцы и дети» — трагедия одинокой личности, которую утрата веры в Бога поставила перед лицом абсурда» Я думаю, что это утверждение о Базарове как об одинокой личности, поставленной перед ли- цом абсурда с утратой веры в Бога, отчасти верно, а отчасти ложно. Всё зависит от того, что понимать под абсурдом, считать ли мысли и планы Базарова ошибочными или нет. Каждый че- ловек может жить по-своему, человеческая ин- дивидуальность состоит в различии мнений, характеров и поступков разных люд.

Всё кратко — wap версия

20 мая 1859 г.

https://www.youtube.com/watch?v=9qpTi_ibL_Q

Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет.

Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (он в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким»).

(*опрос по д/з: устное сообщение на тему «Эпоха, отражённая в романе».

Основные положения ответа:

— это период подготовки крестьянской реформы,

— время обострения политической борьбы между либералами и революционерами-

демократами,

— время, когда дворяне-аристократы утрачивают свою передовую общественную

роль, а разночинцы становятся реальной силой,

— происходит рождение нового героя эпохи.)

— Итак, каков же второй смысл названия романа?

(заполняется правая колонка схемы)

— Как вы думаете, какой конфликт – семейный или социальный – является главным

в произведении?

(— конечно, социальный.

В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова, разно-чинца — демократа, шестидесятника, с миром Кирсановых, либеральных дворян, аристократов, людей 40-х гг.)

— Можно ли выделить в романе главного героя? – да, безусловно.

— Почему именно Базаров становится им?

(Тургенев одним из первых стал замечать появление нового героя эпохи – разночинца-демократа, который пришёл на смену «лишним людям» из дворянского сословия.

А причиной ухода послужило, главным образом, разногласия Тургенева с Добролюбовым во взглядах на общественно-политическую жизнь страны.

А чувство любви, соглашался Добролюбов с врачами и натуралистами, всего лишь физиология.

Отцы и дети

Базаров же убеждает его в том что он и его брат совсем не представляют себе, что такое современная жизнь. В губернском городе Базаров и младший Кирсанов встречают тех, кто считает себя последователями Базарова – Ситникова и Кукшину.

Внимание Они ничему не учатся и не овладевают никакой профессией, но их нигилизм дошел до такой степени, что они оставляют далеко позади себя даже самого Базарова. Аркадий знакомится с Одинцовой, ему кажется, что он влюблен в нее. На самом деле, это не так – его чувство просто надумано.

А вот Базаров заинтересовался Одинцовой всерьез, и мечты его вовсе не о том, как он читает ей стихи под луной, а о чем-то большем.

Показывать нужно основное, видимое, слышимое проявление чувства: в жесте, интонации, в изменении внешнего облика героя.

г) Автор активно использует приемы психологизма, но что они значат, остается тайной.

Тест на знание текста романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Вариант-2.

1. У кого из героев на письменном столе находилась серебряная пепельница в виде лаптя как воспоминание о родине?

а) Николай Петрович Кирсанов.

б) Павел Петрович Кирсанов. в) Аркадий Кирсанов. г)Базаров.

2. Чей это портрет? » Девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки, и чуть-чуть сжатые плечи».

а) Дуняша. б) Фенечка. в) Катя Одинцова. г) Кукшина.

3. Кто из героев так относился к любви: «По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления, без возврата. А то лучше и не надо».

а) Аркадий. б) Катя Одинцова в) Анна Одинцова г) Фенечка.

4.

Тем не менее, с 22 главы сюжетно и композиционно начинат повторяться второй цикл странствий героя: Базаров попадает сначала к Кирсановым, потом к Одинцовой и еще раз к своим родителям.

-Как вы думаете, для чего это делает автор?

-Изменилось ли что-нибудь в Марьине, одумались ли Кирсановы после споров с Базаровым? (гл.22-23)

-Разрешила ли дуэль спор в пользу Павла Петровича? Каким мы его видим после дуэли? (гл.24)

  • Как, в связи с чем происходит разрыв Базарова с Аркадием? Что изменилось в их отношениях? (гл. 21,22,25)

  • Почему Базаров уверен, что они прощаются навсегда? (гл.25)

  • обратимся к последним страницам романа. Какое чувство они вызывают?

  • Давайте вспомним план анализа эпизода

План анализа эпизода

1. Что описывается, что происходит в данном эпизоде. 2. Главные участники эпизода (какие герои учавствуют в данном эпизоде). 3.

💡 Видео

Литература 10 класс (Урок№11 - «Отцы» и «дети» в романе.)Скачать

Литература 10 класс (Урок№11 - «Отцы» и «дети» в романе.)

Открытый урок с Дмитрием Быковым. Про что "Отцы и дети"?Скачать

Открытый урок с Дмитрием Быковым. Про что "Отцы и дети"?

Отцы и дети | Краткий пересказСкачать

Отцы и дети | Краткий пересказ

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Видеоурок 21. Литература 10 классСкачать

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Видеоурок 21. Литература 10 класс

О чем "Отцы и дети"?. Часть 1. Открытый урок с Дмитрием БыковымСкачать

О чем "Отцы и дети"?. Часть 1.  Открытый урок с Дмитрием Быковым

Отцы и дети. Часть 1. Художественный фильм @SMOTRIM_KULTURAСкачать

Отцы и дети. Часть 1. Художественный фильм @SMOTRIM_KULTURA

Отцы и дети. 1 глава. Краткое содержаниеСкачать

Отцы и дети. 1 глава. Краткое содержание

Отцы и дети. Иван ТургеневСкачать

Отцы и дети. Иван Тургенев

Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети"Скачать

Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Разбор варианта №2 | Сборник Крылова | ЕГЭ по информатике 2024Скачать

Разбор варианта №2 | Сборник Крылова | ЕГЭ по информатике 2024

014. Тургенев С.И. Отцы и дети.Скачать

014. Тургенев С.И. Отцы и дети.

И. С. Тургенев. ОТЦЫ И ДЕТИ (анимация). Краткий пересказ.Скачать

И. С. Тургенев. ОТЦЫ И ДЕТИ (анимация). Краткий пересказ.

И.С. Тургенев «Отцы и дети» (содержательный анализ) | Лекция №50Скачать

И.С. Тургенев «Отцы и дети» (содержательный анализ) | Лекция №50

Тургенев. Фрагмент урока по роману "Отцы и дети"Скачать

Тургенев. Фрагмент урока по роману "Отцы и дети"

Открытый урок по роману Тургенева "Отцы и дети"Скачать

Открытый урок по роману Тургенева "Отцы и дети"

10 класс - Литература - И.С. Тургенев. Личность и судьба писателя. "Записки охотника". "Отцы и дети"Скачать

10 класс - Литература - И.С. Тургенев. Личность и судьба писателя. "Записки охотника". "Отцы и дети"

И.С. Тургенев «Отцы и дети» | Литература ЕГЭ | УмскулСкачать

И.С. Тургенев «Отцы и дети» | Литература ЕГЭ | Умскул
Поделиться или сохранить к себе: