+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров по пдд 2020

Какие правила перевозки пассажиров в автобусах в 2020 году. Ответственность за нарушение правил перевозки пассажиров в автобусах

Обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров по пдд 2020
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-60-72 (добавочный 784). Это быстро и бесплатно!

Городской транспорт может быть:

  • пассажирский;
  • грузовым;
  • специальным.

Пассажирский транспорт используется для перевозки людей в городских и прилегающих к ним зонах по таким целям:

  • трудовой;
  • деловой;
  • общественной;
  • культурно-бытовой.

Объект, что определяет цели движения городских людей (компания, театр, бытовой учреждение и т. д.) – это центр транспортного тяготения.
Учитывая вместимость, городской пассажирский транспорт может быть:

  • индивидуальным – легковые машины, мотоцикл, велосипед;
  • массовым или общественным – трамваи, троллейбусы, автобусы, метрополитены, городская железная дорога, речные трамваи и т. д.

Чтобы повысить качество обслуживания населения, в транспортных средствах устанавливается специальное оборудование.

Индивидуальные виды транспортных средств имеет вместимость 1 – 8 мест, общественные виды транспорта – от 18 – 20 до 230 человек.
Городской транспорт может быть:

  • маршрутным – движение организовано по маршруту, по определенному количеству оборудованных посадочных площадках, павильонах, маршрутных указателях для населения;
  • немаршрутным – по проезжим частям улиц (система свободного следования) в рамках ограничений, что накладываются дорожными знаками, разметками проезжих частей и светофорными сигнализациями.

Исключением являются маршрутные такси. Они имеют вместимость примерно как индивидуальный транспорт, а организацию движения как массовый пассажирский транспорт.

Грузовым городским транспортом считают ТС, что выполняет доставку грузов разного назначения.


Грузовое городское движение составляют грузовые машины, грузоподъемность которых 2 – 2,5 т, а также трамвай, троллейбус, железнодорожные и водные виды транспортных средств.

Кто попадает под категорию

В первую очередь должен быть гарантирован профессионализм водителей, осуществляющих перевозку пассажиров наземным путем. Это регулируется законом «О безопасности дорожного движения».
Предъявляются требования и к поведению пассажиров автобуса.

Во время поездки они становятся участниками дорожного движения, и их правильное поведение также обеспечивает безопасность.

Координированность действий транспортных работников и их клиентов, которые являются пассажирами, обеспечивает нормальную перевозку в автобусном транспортном средстве.

Соблюдение правил перевозок гарантирует не только сохранение здоровья и жизни пассажиров, но и отсутствие причинения вреда их имуществу.

Обязанности

Обязательства кондуктора и водителя прописываются в должностных инструкциях. Но это не значит, что пассажиры не имеют никаких обязанностей. Перечислим, какие требования выдвигаются законодательством.

Водителя

Водитель:

  1. Соблюдает требования, что устанавливаются правилами дорожного движения, графики и схемы движения ТС по маршрутам.
  2. Делает остановки транспорта на каждом остановочном пункте маршрутов, кроме нештатной ситуации.
  3. Следит, чтобы высадка и посадка пассажиров осуществлялась, когда транспортное средство полностью остановится.
  4. Должен быть на своем рабочем месте в салоне транспорта в одежде согласно сезону и закрытых видах обуви, в брюках.
  5. Должен действовать в соответствии с инструкцией при обнаружении в салоне опасного предмета или при получении от пассажира сведения о наличии такого предмета.
    Обязан общаться с пассажирами вежливо и корректно.

Есть и запреты:

  1. Водитель не имеет права осуществлять перевозку постороннего лица в кабинах ТС.
  2. Запрещено курение и громкая музыка в салоне.
  3. Разговоры по мобильному. Водитель также не должен отвлекаться на разговор с гражданами, когда движется транспортное средство.

Кондуктора

Обязательства такого работника:

  1. Он собирает плату за проезд.
  2. Проверяет, есть ли у пассажиров билеты, проездные билеты, документы, которые предъявляют для бесплатного проезда.
  3. Предоставляет сведения пассажиру об остановке и пересадочном пункте.
  4. Занимается обеспечением безопасности и комфорта людей во время поездок на транспортном средстве.
  5. Обязан быть вежливым.
  6. Принимает необходимые меры, если возникнут непредвиденные обстоятельства и несчастные случаи.
  7. На конечной остановке осматривает салон на наличие забытых вещей.
  8. После смены он сдает их диспетчерам компании, расписавшись в документации.
  9. Если будет обнаружено взрывоопасные предметы, он вызывает полицию.

Пассажира

Перечислим обязательства:

  1. Входить в салон транспортного средства по очереди, а при выходе не создавать препятствия при закрытии дверей транспорта.
  2. При входе в салон оплачивать проезд в соответствии с тарифами, не дожидаясь требования водителя.
  3. Пассажир сохраняет билет и обязан его предъявить по первому требованию от лица, который производит контроль.
  4. Если лицо имеет льготу на проезд, тогда стоит предъявлять соответствующий документ при входе в салон, без напоминаний.
  5. Он должен уступить место пассажиру с ребенком, беременной, инвалиду, престарелому гражданину.
  6. Следует держаться за спинку сиденья и поручень, чтобы не упасть и не получить травму.
  7. Следить за расположением ручной клади, чтобы она не создавала помехи для других пассажиров.
  8. Обязательно соблюдением чистоты и общественного порядка в транспорте, вежливости, корректного отношения с другими гражданами.
  9. Пассажиры должны покинуть ТС после его прибыли на конечный остановочный пункт.
  10. Если лицо обнаружит забытые предметы, стоит уведомить об этом водителя.

Права

Кроме определенных правил перевозки пассажиров в общественном транспорте в России устанавливаются и права. Выясним, на что имеют право пассажиры и сотрудники транспортной компании.

Водителя и кондуктора

Водители и кондукторы вправе:

  1. Продавать билеты, осуществлять проверку документов, при наличии которых лицо вправе пользоваться льготами (но только на остановочных пунктах).
  2. Требовать выйти из салона транспорта пассажира, у которого нет билета или права на льготный проезд, если гражданин откажется оплачивать проезд.
  3. Отказывать пассажирам в провозе багажа, если он будет создавать помехи для остальных пассажиров.
  4. Получать гарантии социального характера, что предусмотрены законодательными положениями.
  5. На оплату дополнительных затрат на реабилитации – медицинские, социальные, профессиональные, если будет нанесено вред здоровью при несчастном случае на производстве.

Необходимые документы

Вначале обсудим перевозчика, как ответственное лицо с надлежащей документацией. В прямые обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров входит наличие лицензии на право перевозчицкой деятельности. Работая от организации, он должен обладать договором, заключенным как с органами местного самоуправления, так и вышестоящими властями.

Обязательным документом также является свидетельство о госрегистрации транспортного средства, осуществляющего извоз, и паспорт намеченного маршрута.

Совершая регулярные рейсы, шофер должен иметь при себе следующий пакет документации:

  • Свое действующее водительское удостоверение с разрешением на кат. «D».
  • Маршрутный лист.
  • Кассово-билетную накладную.
  • План начального и конечного пунктов посадки.
  • Таблицу с расценками на проезд до определенных остановок при междугородних сообщениях.
  • Договор фрахтования.

Заказные перевозки пассажиров автобусами как на регулярной основе, так и временной оформляются договором фрахтования. Составляется данное соглашение между перевозчиком или фрахтовщиком и фрахтователем-заказчиком. Цель такого соглашения – обезопасить транспортировку путем соблюдения технической исправности ТС и выполнение водителем предъявляемых к нему требований.

При нерегулярных или единичных рейсах, например, туристические поездки, водитель обязан предъявлять договор с заказчиком и чек об оплате заказа. Остальные вышеуказанные документы остаются в силе.

Проверять документацию шофера уполномочены лица, обладающие таким правом и специальным разрешением.

Касаемо самих пассажиров, то правила для них общеизвестны. Посадка до пункта назначения происходит строго по билету (проездному билету). Место багажа или объемной ручной клади оплачивается дополнительно в кассе, а водителю предъявляется талон. Льготники для получения скидки обязаны предоставлять льготные свидетельства в соответствии с паспортными данными.

Оплата проезда по правилам перевозки пассажиров в общественном транспорте

Список лиц, которые имеют право на льготный проезд, устанавливается законодательными положениями России.

И кстати, гражданин может воспользоваться льготой только если предъяви документ, который подтвердит наличие такого права.

Пассажиры должны оплачивать проезд при входе в общественный транспорт, предъявлять билеты и документы, предоставляющие льготу, по требованию контролера, кондуктора, водителя.

Если транспортное средство будет снято с маршрута по причине наличия неисправностей, при аварии и т. д., выданный проездной документ считается действительным для проезда на ином транспортном средстве данного перевозчика.

Пересаживают пассажиров в другой автобус, трамвай, троллейбус кондуктор или водитель того транспорта, что был снят с маршрута.

Контролируют оплату уполномоченные лица, которые перед контролем объявят об этом пассажирам.
Он может осуществляться в любой момент движения транспортного средства по линии.

Проверять наличие билетов могут как в салонах, так и при выходе из транспорта.

Если будет обнаружено проездной документ, который уже не действителен или является поддельным, изымается в соответствии с законодательством. Владелец же такого документа может сопровождаться уполномоченными лицами в отделение милиции.

Если у сотрудников нет такой возможности, вызывают представителей правоохранительного органа.
Лицом, которое не оплатило проезд, считается:

  • человек, который вошел в салон транспортного средства и до следующей остановки не приобрел билет, а также который не предъявил билет проверяющему лицу или пользуется проездным билетом, что получен от другого пассажира;
  • человек, что едет в транспорте по просроченному многоразовому билету или используется его в ТС, где он не действует;
  • человек, что не оплатил провоз багажа, размер которого превышает установленные лимиты;
  • лицо, что не имеет проездного документа, которым можно было бы подтвердить наличие льгот.

Источник: https://911urist.com/biznes/pravila-perevozki-passazhirov-i-bagazha-v-avtobusax-112-postanovlenie-v-gorodskom-obshhestvennom-avtomobilnom-transporte.html

Права и обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров

Обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров по пдд 2020

Ежедневно осуществляются пассажирские перевозки людей в заданном, маршрутной картой, направлении водителями автобусов.

Это могут быть внутригородской публичный транспорт, междугородный и международный, а также специализированный маршрут.

Перемещение автобуса должно происходить в строгом соблюдении водителем не только правил дорожного движения. Водитель автобуса имеет, в силу своей профессии, ряд иных прав и обязанностей.

Законодательная база

Деятельность по осуществлению перевозок людей наземным транспортом регулируется Федеральным Законом № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ». Он был принят сравнительно недавно, в июле 2015 года и внес ряд изменений в уже существующую регламентирующую данную область базу.

Федеральный акт дает определение основным понятиям в области перевозок пассажиров, регламентирует организацию перевозок по межрегиональным и муниципальным маршрутам, устанавливает требования к объектам транспортной инфраструктуры и устанавливает контроль за правильным осуществлением перевозок.

Этот документ является основным специальным правовым актом в сфере деятельности по перевозке людей автобусами.

На его основе изданы ряд постановлений субъектами страны, регулирующие деятельность перевозчиков на местах и включающие некоторые особенности, связанные регионом работы транспорта.

Помимо этого, на основе трудового и специального законодательства каждым муниципалитетом должна быть принята должностная инструкция водителей автобусов, устанавливающая права, обязанности и ответственность работников на местах.

Обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров

Основные обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров различаются в зависимости от выполняемой работы на предприятии и непосредственно при движении по маршруту, а также могут конкретизироваться его должностной инструкцией.

Основные правила сводятся к следующим:

  • незамедлительно реагировать в соответствии с федеральным законом и внутренним актом при обнаружении в салоне предметов, представляющих опасность для здоровья и жизни людей, равно как при возникновении огня или дыма;
  • соблюдать правила дорожного движения;
  • осуществлять посадку и высадку только в специально оборудованных местах и с соблюдением правил безопасности;
  • соблюдать должностную инструкцию в части осуществления перевозки пассажиров по заданному маршруту и при работе на предприятии.

При работе на предприятии

До выхода автобуса на маршрутную линию водитель несет обязанности при работе на предприятии.

Они сводятся к следующим:

  • прохождение предрейсового медицинского осмотра;
  • получение путевых документов;
  • проверка состояния транспортного средства на предмет исправности и наличия топлива;
  • принятие участия в ремонте автобуса и его подготовке к зимнему периоду;
  • исполнение указаний диспетчера при нахождении в резерве на предприятии.

Перевозка пассажиров всегда осуществляется по заранее заданному пути. Маршрутный автобус – это общественное транспортное средство, движущееся по заранее заданному маршруту с определенными остановочными местами. Общественные автобусы имеют право, при этом, останавливаться в запрещенных для остальных участников движения местах.

Основные обязанности водителя общественного транспорта при перевозке пассажиров:

  • строго соблюдать заданный график следования автобуса;
  • обеспечивать наличие маршрутных указателей о его номере и наименовании направления;
  • ограничивать посадку пассажиров в зависимости от заполнения автобуса;
  • обеспечивать перевозку пассажиров в соответствии с правилами ее осуществления;
  • приводить в движение транспорт только при закрытых дверях;
  • информировать пассажиров об остановках;
  • осуществлять посадку и высадку людей только на специально оборудованных пунктах;
  • осуществлять продажу билетов только на остановочных пунктах и по установленному тарифу.

Права водителя автобуса

Помимо возложения на сотрудников предприятий по перевозке людей обязанностей, они наделены правами.

В частности, основные права водителя автобуса следующие:

  • права работника, установленные трудовым законодательством;
  • отказываться от исполнения трудовых функций, если они противоречат нормам безопасности, правилам дорожного движения и охране труда;
  • знакомиться с маршрутным листом;
  • прекратить рабочую деятельность, если смена или рабочие часы превышают установленные законом;
  • требовать инструктирование по охране труда и безопасности.

Предусмотрена ли ответственность за нарушение закона?

Водитель автобуса несет ответственность за несоблюдение должностных обязанностей и нарушение законодательства в области пассажирских перевозок. Сфера ответственности водителя конкретизируется в каждой должностной инструкции отдельно, но сводится в основном к следующим:

  • безопасность пассажиров во время следования по маршруту;
  • выполнение рейса по расписанию;
  • исправность и сохранность имущества предприятия, в том числе доверенного автобуса;
  • трудовая дисциплина;
  • сохранность выручки с проданных билетов;
  • за неисполнение или ненадлежащее исполнение водителем должностной инструкции.

Водитель автобуса несет материальную ответственность за вверенное ему имущество, равно как может быть подвержен санкциям, предусмотренным трудовым законодательством: лишение премии, выговор, увольнение.

https://www.youtube.com/watch?v=OvzwwHzqX7I

На сегодняшний день профессия водителя общественного транспорта актуальна и востребована, поскольку наблюдается острая нехватка хороших кадров в этой области, способных отвечать не только за свою работу, но и за жизнь и здоровье людей.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • 8 (800) 350-83-59 — все регионы РФ.

Источник: https://lawecon.ru/obyazannosti-voditelya-avtobusa-pri-perevozke-passazhirov/

Должностная инструкция водителя автобуса

Обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров по пдд 2020

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции водителя автобуса, образец 2019/2020 года. Должностная инструкция водителя автобуса должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности водителя автобуса, права водителя автобуса, ответственность водителя автобуса.

В должностной инструкции водителя автобуса должны быть отражены следующие пункты:

1. Общие положения водителя автобуса

1.1. Данная должностная инструкция регламентирует основные должностные обязанности и права водителя, осуществляющего перевозку пассажиров и багажа в маршрутных автобусах.

1.2. В случае возникновения критической ситуации, водитель автобуса обязан применить все знания и навыки, а так же все зависящие от него меры по устранению угрозы жизни и здоровью пассажиров автобуса.

Водитель автобуса обязан:

2.1. Подчиняться и выполнять приказы диспетчерского персонала и работникам, руководящим за движением и осуществляющих контроль над работой автомобильного транспорта на линии.

2.2. Соблюдать график движения автобуса, согласно обслуживаемому маршруту, при этом, не превышая разрешенных скоростей и не нарушая технологических требований транспортного средства.

2.3. Заранее знать обслуживаемый маршрут, места расположения остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, а так же расположения медицинских учреждений, заправочных и технических пунктов помощи на маршруте следования.

2.4. Знать и строго следовать правилам дорожного движения, перевозки пассажиров и багажа, данную должностную инструкцию, а так же другие документы, регламентирующие работу пассажирского транспорта и работы по пассажирским перевозкам.

2.5. Перед выходом на маршрут проверить:

  • внешнее и внутреннее состояние автобуса, заправку его расходными материалами;
  • состояние автомобильных шин и зеркал заднего вида;
  • исправность работы аварийных выходов, систем, узлов, агрегатов и приборов, влияющих на безопасность движения;
  • работу систем вентиляции, отопления и переговорного устройства;
  • укомплектованность инструментом, огнетушителями, аптечкой, знаком аварийной остановки, противооткатными упорами;
  • наличие и состояние указателей маршрута.

2.6. Заранее (за полчаса до выхода на маршрут) прибыть к диспетчеру автобусного парка, предъявить удостоверение на право управления автобусом, получить за своей подписью путевой лист, тех. талон, а также при необходимости билеты и билетно-учетный лист.

2.7. При отправлении для работы по специальным заказам (туристическим, экскурсионным и прочим), выписать и получить согласованный с заказчиком путевой лист и схему маршрута.

2.8. Пройти медосмотр и получить разрешение для выхода на линию.

2.9. При движении через контрольно-пропускной пункт автобусного парка предъявить главному механику путевой лист с соответствующими подписями, подтверждающими прохождение медицинского освидетельствования и исправность технического транспортного средства. Произвести в соответствующей документации отметку времени отхода их парка.

2.10. В случае заболевания и/или плохого самочувствия водителя, а так же в случае обнаружения неисправности в транспортном средстве, которая может угрожать безопасности дорожного движения, незамедлительно информировать ответственное лицо автопарка о невозможности выхода на линию.

2.11. Водитель автобуса на линии обязан:

  • иметь опрятный вид, быть в форменной одежде утвержденного образца и при себе водительские права с соответствующей категорией;
  • аккуратно относиться к прикрепленному за ним автобусу, следить за его техническим состоянием;
  • на остановках, продолжительность которых превышает 5 минут, в обязательном порядке выключать двигатель транспортного средства;
  • безукоризненно следовать распоряжениям диспетчеров и других работников, касающихся перевозки пассажиров и обеспечения безопасности дорожного движения;
  • в случае работы двух водителей согласно графику, погодных условий и состояний дороги проводить смену за рулем в пунктах, указанных в путевом листе. Каждую смену в рейсе подтверждать росписью водителя, принимающего управление транспортным средством;
  • по прибытию на конечный пункт маршрута, произвести отметку в путевом листе о времени прибытия и передать путевой лист диспетчеру;
  • в случае работы по специальным, туристическим и экскурсионным маршрутам руководствоваться утвержденным с заказчиком графиком движения и документацией, регламентирующей обслуживание пассажиров: туристов, иностранных туристов и делегаций;
  • при перевозке детей установить на видном месте на передней и задней сторонах автобуса знак «Дети», а так же руководствоваться правилами дорожного движения и инструкцией о порядке перевозки детей автотранспортом.

2.12. При работе водителя автобуса на городских маршрутах:

  • объявлять остановки, внимательно следить за посадкой и высадкой пассажиров, напоминать об оплате за проезд. Начинать движение транспортного средства только после полного закрытия всех дверей автобуса;
  • на остановках подъезжать вплотную к тротуару и останавливаться в зоне указанной дорожными знаками;
  • на конечных остановках проверять салон автобуса на предмет оставленных или забытых вещей, а в случае их обнаружения сдавать диспетчеру.

2.13. Перед отправкой автобуса в рейс объявить пассажирам по громкой связи состав обслуживающего экипажа, маршруте следования, предстоящих промежуточных остановках и предполагаемом времени прибытия в конечный пункт, а так же проинструктировать пассажиров о пользовании аварийными выходами.

2.14. Производить остановку автобуса с соблюдением правил дорожного движения и разметки на всех остановках маршрута, предусмотренных расписанием. Производить посадку пассажиров в автобус исходя из технических норм вместимости транспортного средства.

2.15. На междугородных и международных рейсах предусматривать размещение багажа в правых багажных отсеках.

2.16. На остановках в пути следования междугородных и пригородных маршрутов, где отсутствуют кассы, лично осуществлять продажу билетов пассажирам на проезд и провоз багажа.

2.17. В трудных погодных условиях вести автобус со скоростью, обеспечивающей безопасность перевозки пассажиров и движения. В подобных случаях водитель может следовать по маршруту, не придерживаясь установленного расписания.

2.18. Производить экстренные остановки автобуса по просьбе пассажиров. В случае плохого самочувствия пассажира, оказывать первую медицинскую помощь, используя имеющиеся в аптечке медицинские препараты и приборы.

2.19. Производить остановку автобуса по сигналу работников милиции, ГБДД и ВАИ, контролеров, должностных лиц системы Министерства транспорта РФ. Предъявлять им для проверки путевую и билетную документацию, а также денежную кассу. Информировать пассажиров о предстоящей проверке билетов, оказывать сотрудничество и содействие проверяющим лицам.

2.20. В случае обнаружения неисправности в автобусе во время движения, съехать с проезжей части дороги, включить аварийную сигнализацию, проинформировать пассажиров об опасности выхода на проезжую часть дороги, выставить знак аварийной остановки, доложить о неисправности диспетчеру.

2.21. В случае переутомления и/или плохого самочувствия в пути передать управление транспортным средством второму водителю, в случае его отсутствия остановить автобус. В случае невозможности продолжать работу, принять меры по вызову сменщика или другого автобуса из ближайшего автопарка.

2.22. При совершении дорожно-транспортного происшествия и/или несчастного случая руководствоваться правилами дорожного движения, а также сообщить о случившемся диспетчеру.

2.23. По требованию водителя неисправного автобуса принять его пассажиров, на основании купленных ими билетов. Зафиксировать номера билетов в своем билетно-учетном листе.

2.24. При температуре воздуха ниже 5°C, включать отопление салона.

2.25. По прибытии на промежуточный и/или конечный пункт водитель обязан:

  • произвести остановку автобуса в специально отведенном месте, не создавая помех движению другого транспорта и пешеходов, поставить его на ручной тормоз, заглушить двигатель и включить первую или вторую передачу. Проинформировать пассажиров об остановке и её продолжительности;
  • произвести у диспетчера, кассира или оператора соответствующие отметки в путевом листе о времени прихода. Продолжить движение по маршруту только с разрешения диспетчера, кассира или оператора.
  • на междугородных и международных маршрутах, по прибытию на конечную станцию следования, объявить по громкой связи пассажиром о завершении поездки, осмотреть салон на наличие забытых вещей и выдать пассажирам багаж.

2.26. При необходимости дозаправки автобуса на маршруте, произвести высадку пассажиров вне зоны заправочной станции, произвести заправку при выключенном двигателе.

2.27. По прибытию автобуса в парк:

  • проинформировать главного механика обо всех неисправностях, обнаруженных в дороге, произвести вместе с механиком осмотр транспортного средства и при необходимости оформить протокол учета неисправностей;
  • произвести у диспетчера соответствующую прибытию отметку в путевом листе, зафиксировать остаток горючего, показания спидометра и сдать путевой лист ответственному лицу;
  • в случае выполнения водителем обязанностей кондуктора, сдать и отчитаться в выручке за смену, в соответствии с установленным порядком заполнить и сдать соответствующие документы;
  • сообщить и заполнить все необходимые документы в случае нарушений правил дорожного движения и/или дорожно-транспортных происшествий;
  • зафиксировать в журнале дежурного диспетчера замечания обо всех выявленных на маршруте недостатках, а так же свои предложения по их устранению.

3. Права водителя автобуса

Водитель автобуса имеет право:

3.1. Бесплатного проезда в автобусах городских и пригородных маршрутов.

3.2. Обслуживания вне очереди в пунктах питания на территориях автобазы, промежуточных и конечных пунктах остановок.

3.3. Внеочередного обслуживания в случае покупки билетов на проезд в автобусах.

3.4. На маршруте допускать отклонения от графика:

  • на городских маршрутах ± 5 минут;
  • на пригородных маршрутах ± 7 минут;
  • на междугородных маршрутах ± 10 минут;
  • на международных маршрутах ± 30 минут;

3.5. Контролировать наличие билетов на проезд и провоз багажа у пассажиров, а также на городских автобусных маршрутах взимать штраф с безбилетных пассажиров, с последующей выдачей штрафной квитанции.

3.6. На загородных маршрутах производить посадку и высадку пассажиров по их требованию вне пунктов остановки, но при соблюдении правил дорожного движения.

3.7. Контролировать соблюдения пассажирами норм поведения в общественном транспорте, а так же принимать меры по наказанию виновных, вплоть до высадки из автобуса, и проинформировав о случившемся должностному лицу автобусного парка.

3.8. Требовать от ответственных должностных лиц содействия и при необходимости оказания технической помощи для обеспечения завершения рейса в соответствии с расписанием, в случае невозможности продолжения рейса – обеспечить условия для отдыха сотрудников и пассажиров.

3.9. Требовать от начальства создания и поддержания режима труда и отдыха, а так же поддержания условий, необходимых для работы на линии и в парке.

3.10. В установленном законодательством порядке, подать жалобу на неправомерные действия сотрудников и/или руководства автобусного парка.

3.11. Участвовать в обсуждении и рассмотрении дел, материалов и поступивших на него жалоб, касающихся его непосредственных должностных обязанностей и функций.

3.12. Выносить на обсуждение руководства предложения по улучшению дорожных условий, совершенствованию маршрутов, безопасности перевозок, повышению качества обслуживания пассажиров, улучшению питания, условий труда и отдыха и других.

3.13. Водителю строго запрещается:

  • производить управление автобусом в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, состоянии утомления или болезненном состоянии, а также под воздействием лекарственных средств и препаратов, реагирующих на скорость реакции и внимание;
  • выходить на маршрут и/или продолжать движение на транспортном средстве с неисправностями технического характера, которые могут угрожать безопасности движения, а так же без указателей маршрута автобуса, неисправными переговорными устройствами, без путевого листа и необходимого запаса билетов;
  • передавать управление автобусом другому лицу, фамилия которого не указана в путевом листе и/или не имеющего права управления данным транспортным средством;
  • передавать управление автобусом сменному водителю, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, состоянии утомления или болезненном состоянии, а также под воздействием лекарственных средств и препаратов, реагирующих на скорость реакции и внимание;
  • двигаться на буксире и/или буксировать неисправный автобус, при наличии присутствующих в салоне пассажиров;
  • во время движения производить продажу билетов пассажирам, оформлять документацию, принимать пищу и отвлекаться от работы разговорами. На городских маршрутах транслировать по громкой связи в салон автобуса радиоприемники, магнитофоны и другие звуковые устройства;
  • осуществлять перевозку пассажиров сверх числа мест для сиденья, а на городских и пригородных маршрутах – свыше регламентированной заводом-производителем вместимости;
  • совершать резкое торможение, производить открывание дверей до полной остановки автобуса, а так же начинать движение с незакрытыми дверями;
  • изменять маршрут следования автобуса и нарушать расписание движения, а также выходить на линию раньше установленного в расписании времени;
  • получать от пассажиров и хранить использованные билеты;
  • производить реализацию билетов пассажирам вне салона автобуса, а так же в автобусе до прекращения работы касс станции;
  • оставлять автобус для стоянки вне отведенных для этого местах;
  • курить в кабине и салоне автобуса, а так же провозить в кабине посторонних лиц;
  • развешивать в кабине, салоне автобуса, а так же наносить на внешние стороны транспортного средства различную печатную продукцию, нарушающую действующее руководство по оформлению подвижного состава;
  • проносить и провозить с собой спиртные напитки, а так же допускать распитие пассажирами спиртных напитков в салоне автобуса.

Примерная форма должностной инструкция водителя автобуса – образец 2019/2020 года. Должностные обязанности водителя автобуса, права водителя автобуса, ответственность водителя автобуса.

Источник: https://hr-portal.info/job-description/dolzhnostnaja-instrukcija-voditelja-avtobusa

Глава 22 ПДД — Правила перевозки пассажиров автомобильным транспортом

Обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров по пдд 2020

Правилам перевозки пассажиров в ПДД отводится особое внимание, поскольку автомобиль всегда считался источником повышенной опасности. В этот раздел периодически вносятся изменения, особенно если возрастает смертность пассажиров в ДТП по тем или иным причинам. Требования, действующие при перевозке пассажиров, указаны в пункте 22 Правил.

Высадка и посадка пассажиров

Водителю ТС следует производить высадку и посадку пассажиров лишь после полной остановки автомобиля. Начало движения допустимо только при полностью закрытых дверях.

Данное правило обязательно к исполнению, однако далеко не все водители его соблюдают, трогаясь с места еще тогда, когда пассажирская дверь транспортного средства открыта.

В данной ситуации идет нарушение не одного правила, поскольку до начала движения водитель ТС и пассажиры обязаны пристегнуться.

Перевозка пассажиров в легковом автомобиле

Пунктом 22.8 ПДД установлены следующие ограничения:

  • в любых типах ТС, за исключением перевозок пассажиров в кузове-фургоне или кузове грузового транспортного авто с бортовой платформой, запрещается перевозка пассажиров вне кабины или дополнительных конструкций для мотоциклов;
  • недопустима перевозка людей в количестве, превышающем допустимые характеристиками нормы.

На первый пункт некоторые водители периодически закрывают глаза, провозя людей не только в кабине автомобиля, но и на капотах, в багажнике, на крыше ТС. При этом стоит учитывать, что вина за гибель пассажиров в случае их смерти будет ложиться только на водителя, не позаботившегося об обеспечении их безопасности.

Штраф за нарушение правил перевозки пассажиров 1000 рублей.

Для исполнения второго пункта предусматривается ограниченное количество сидений в случае легковых автомобилей или ограничение по техническим характеристикам для крупногабаритного общественного транспорта, например автобусов, троллейбусов или трамваев.

За перевозку дополнительного человека в автомобиле предусмотрен штраф в размере 500 рублей в соответствии со статьей 12.23 КоАП. Также инспектор в праве выписать дополнительный штраф за провоз пассажира без использования ремня безопасности.

Нарушение правила перевозки пассажиров может наблюдаться при ситуации, когда в автомобиле 6 человек вместо 5, и для шестого не предусмотрено ремня безопасности, значит он не сможет воспользоваться защитой.

Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров

С января 2012 года ремни безопасности обязательны для всех типов транспортных средств.

В соответствии с пунктом 2.1.2 ПДД, водители обязаны перевозить своих пассажиров с использованием защитных ремней, а при наличии не пристегнутого пассажира не начинать движение.

В случае, когда осуществляется перевозка детей в возрасте менее 12 лет, водителю требуется установить в салоне специальное удерживающее устройство, которое сможет надежно зафиксировать маленького пассажира. На переднем сиденье можно перевозить ребенка только с использованием детского кресла. В то же время, запрещается перевозить ребенка на заднем сиденье мотоцикла.

Правила перевозки людей в кузове грузового автомобиля

В кузове грузовой машины пассажиры могут перевозиться только тем водителем, который в течение 3-х лет и более имеет ВУ категории С или подкатегории С1.

Если же в кузове грузовика провозится более 8, но не более 16 человек с учетом водителя и пассажиров в кабине, то водитель обязан иметь категорию В или подкатегорию D1. В случае провоза более 16 человек с учетом водителя и пассажиров внутри кабины требуется только категория D.

Что касается грузовика с кузовом с бортовой платформой, то при специальном оборудовании разрешается провозить взрослых. Провозка детей запрещена.

Если же бортовая платформа не оборудована для перевозок пассажиров, то проезд в таком кузове допустим только лицам, сопровождающим груз или едущих получать последний.

Но тогда требуется наличие оборудованного сидения ниже, чем уровень бортов.

В кузове грузового авто не должно провозиться больше человек, чем допустимо по техническим характеристикам либо в большем количестве, чем имеется сидений.

Перед началом движения водитель грузовика обязан провести инструктаж пассажиров о правилах проведения посадки, высадки, размещения и поведения в кузове.

Правила перевозки пассажиров в автобусах

Проводить организованные перевозки детей разрешается только в специальных автобусах, на которых имеются опознавательные знаки «Перевозка детей».

Водителю следует помнить, что жизнь и здоровье его пассажиров должен обеспечивать он сам, поскольку именно на него ложится данная ответственность.

: Правила перевозки пассажиров автомобильным транспортом

Источник: https://pddgarazh.ru/pravila/perevozka-lyudej.html

Соблюдение ПДД водителем автобуса

Обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров по пдд 2020

Лицо, управляющее ТС и не соблюдающее ПДД, утвержденные Постановлением Правительства № 1090 от 23 октября 1993 года “О Правилах…” (далее – Правила), может попасть в дорожно-транспортное происшествие.

В результате ДТП может пострадать не только управляющее ТС лицо, но и пассажиры, которых в автобусе достаточное количество. Именно поэтому к водителям данных ТС предъявляются особые требования.

Основные нюансы работы

Приведем основные положения:

Определение вида транспорта и колонны

Определение “автобус” в четком виде в Правилах не представлено.

Зато в п. 1.2. Правил дано определение, что такое маршрутное ТС – это ТС общего пользования (автобус, троллейбус или трамвай), непосредственно предназначенное для транспортировки граждан и движущееся по заранее установленному пути с четко обозначенными местами для остановок.

Однако не каждый автобус является маршрутным ТС. В Правилах, например, дано отдельное понятие школьному автобусу – это такое специальное транспортное средство, принадлежащее ДОУ или общеобразовательной организации (средней школе, лицею, гимназии и др.) и соответствующее требованиям безопасности, предъявляемым законодательством РФ к транспортировке несовершеннолетних лиц.

Также автобусы могут двигаться в составе организованной колонны, определение которой представлено в п. 1.2. Правил – это группа из трех или более ТС (в том числе, и автобусов), следующих друг за другом по одной полосе проезжей части, впереди которой едет специальное ТС с нанесенными на кузов цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками.

Кроме этого, существует такое понятие, как организованная транспортировка группы детей – это перевозка детей в количестве свыше 8 человек без сопровождения родителей или законных представителей, осуществляемая на 1-м или нескольких ТС.

Какие есть знаки по движению автобусов

Как правило, все дорожные указатели, перечень которых представлен в Приложении 1 к Правилам, распространяют свое действие и на водителей автобусов. Например, лицо, управляющее общественным транспортом, должно следовать предписаниям всех предупреждающих и знаков приоритета. Каких-либо преференций по сравнению с другими ТС для автобусов не предоставлено.

Некоторые знаки либо не распространяются на автобусы, либо дают какое-либо преимущество перед другими участниками дорожного движения (пешеходами, велосипедистами и др.).

Например, знак 3.4., воспрещающий движение грузовикам с массой свыше 3500 кг, не запрещает движение автобусам, специально оборудованным для транспортировки людей.

Перечень указателей, требования которых не распространяются на маршрутные ТС (если автобус – школьный или движется в составе колонны, требования этих знаков все же распространяются):

  • 3. “Движение механических транспортных средств запрещено”;
  • 27. “Остановка запрещена”;

Существуют также знаки особых предписаний, которые устанавливают определенные режимы движения в отношении автобусов:

  • 11.1. – обозначает выделенную полосу для маршрутных ТС, по которой автобусы и троллейбусы движутся навстречу общему потоку;
  • 14. – обозначает попутную выделенную полосу для маршрутных ТС;
  • знак “Автобусная остановка”16. – обозначает место остановки для автобуса или троллейбуса (может применяться совместно с разметкой 1.17.).

Что касается остальных знаков (в том числе, и 3.20. “Обгон запрещен”), то они в полной мере распространяются на водителей автобусов и обязательны к соблюдению.

Примечание. На время проведения ЧМ 2020 по футболу действовал знак ПДД “Движение автобусов запрещено”, который перестал применяться с 18 июля 2020 года.

Правила заезда и выезда с остановки

Пешеходы обязаны знать, как правильно обходить автобус (сзади – прим. ред.), а водитель – как заезжать на остановку:

  • снижение скорости;
  • подача соответствующего правого сигнала поворота (п. 8.1. Правил);
  • остановка рядом с посадочной площадкой и ожидание посадки/высадки пассажиров.

Выезд с остановки должен осуществляться только после того, как водитель убедится в том, что все пассажиры, намеренные выйти или зайти в автобус, осуществили данное действие. Перед началом выезда нужно подать сигнал левым поворотником.

Далее нужно начать пропускать автомобили, движущиеся по полосе, на которую собирается выехать автобус. Данное требование распространяется при движении вне населенных пунктов (п. 18.3. Правил).

Еще одно требование – водитель автобуса не должен начинать движение от остановки в городе, пока не убедится, что другие ТС уступают ему – несмотря на то, что в данной ситуации у него приоритет.

Когда перевозчик людей имеет приоритет на дороге

В пределах города автобус имеет преимущество при выезде с остановки – то есть все водители обязаны уступать ему при начале движения от обозначенного знаком 5.16. места.

Перевозка пассажиров по ПДД, в том числе детей

Общие правила транспортировки граждан:

  • перевозка пассажиров должна осуществляться только водителем, имеющим заключенный трудовой договор с организацией-перевозчиком, прошедшим в установленном порядке предрейсовый медицинский осмотр и соответствующим профессиональным требованиям;
  • без наличия путевого листа транспортировка пассажиров запрещается (ч. 2 ст. 6 ФЗ № 259 от 8 ноября 2007 года “Устав…”, далее – ФЗ № 259);
  • все документы (водительское удостоверение, страховой полис ОСАГО, СРТС) должны быть у водителя при себе в целях их проверки сотрудниками ГИБДД;
  • все пассажиры, находящиеся в автобусе во время движения, должны быть пристегнуты ремнями безопасности (если конструкцией автобуса предусмотрены ремни) (п. 2.1.2. Правил);
  • посадка и высадка должны производиться только со стороны тротуара или обочины (п. 5.1. Правил) (исключение – если такие посадка и высадка невозможны – в таком случае, водитель должен убедиться, что выходящие из автобуса пассажиры смогут выйти без помех для других ТС).

Водителю запрещается осуществлять перевозку:

  • людей, находящихся не внутри автобуса, а на его наружных поверхностях (п. 22.8. Правил);
  • людей в количестве сверх предусмотренного конструкцией транспортного средства.

Помимо Правил, перевозку пассажиров регламентирует Постановление Правительства № 112 от 14 февраля 2009 года “Об утверждении…”. Приведем основные положения данного нормативного акта:

  • автобусные перевозки могут быть как регулярными (то есть по расписанию), так и осуществляемыми по заказу на основании договора фрахтования;
  • расписание размещается на каждом остановочном павильоне;
  • водитель обязан предварительно уведомлять пассажиров о наличии остановочных пунктов, в которых остановка осуществляется по требованию;
  • на самом автобусе, над лобовым стеклом, на правой стороне кузове и на заднем окне, должны размещаться указатели маршрута регулярных перевозок;
  • при обнаружении водителем в салоне забытых вещей они должны передаваться с составлением акта должностному лицу автовокзала, а при обнаружении подозрительных предметов должен осуществляться вызов специализированных служб по обезвреживанию.

Что касается организованных перевозок детей в количестве 8 человек или более без присутствия родителей или законных представителей, то на этот случай есть отдельный законодательный акт – Постановление Правительства № 1177 от 17 декабря 2013 года “Об утверждении…”.

Основные положения данного нормативного акта:

  • перевозить несовершеннолетних можно только на ТС возрастом не более 10 лет, оснащенным тахографом и оборудованием, позволяющим принимать спутниковые сигналы (система ГЛОНАСС);
  • к управлению ТС в целях организованной перевозки несовершеннолетних может быть допущен не каждый водитель – основные требования – наличие водительских прав категории “D”, стаж вождения в данной категории не менее 1 года, отсутствие решения суда за последний год о привлечении к административной ответственности в виде лишения прав или ареста;
  • в период времени с 23 часов вечера до 6 часов утра запрещается организованная перевозка, кроме случаев, когда такая перевозка осуществляется к ж/д вокзалу, аэропорту или от них;
  • если перевозка будет осуществляться между городами, и общее время пути согласно графику движения займет более 3 часов, в автобусе должен присутствовать медицинский работник;
  • обязательно наличие сопровождающих – взрослых граждан, обязанностью которых является обучение или воспитание детей;
  • количество сопровождающих равняется количеству дверей в автобусе;
  • при наличии нескольких ТС, то есть при перевозке детей в составе организованной колонны, медработник и старший сопровождающий должны находиться в том автобусе, который замыкает группу;
  • если перевозка детей будет осуществляться в течение 3 часов или более, в автобусе должен находиться сухой паек и питьевая вода в достаточном количестве;
  • если ТС будет находиться в пути более 4 часов, перевозить детей в возрасте младше 7 лет запрещается.

Куда звонить, если человек за рулем автобуса нарушает ПДД

Порядок определения лица, ответственного за контроль за соблюдением водителем нормативных положений Правил, зависит от конкретной ситуации.

Если нарушение Правил водителем автобуса происходит при осуществлении регулярных пассажирских перевозок (по расписанию), первым делом следует обратиться к перевозчику, то есть к юридическому лицу или ИП, принявшему на себя по договору перевозки пассажира соответствующую обязанность (п. 13 ст. 2 ФЗ № 259). Информация о перевозчике (в том числе, и номера телефонов) должны размещаться внутри ТС.

Также можно пожаловаться на телефон доверия территориального подразделения ГИБДД. Соответствующие номера телефонов доступны к ознакомлению в разделе “Контакты” официального сайта ГИБДД.

В ином случае, к примеру, если осуществляется организованная перевозка несовершеннолетних, нарушение Правил водителем автобуса маловероятно, так как сопровождение автобуса в таком случае осуществляется экипажем ДПС.

И все же, если нарушения допускаются, для принятия соответствующих мер можно обращаться:

  • к фрахтовщику (перевозчику) или фрахтователю (то есть в образовательную организацию);
  • к старшему сопровождающему.

В случае, если каким-либо водителем неоднократно нарушаются Правила, можно жаловаться в орган, осуществляющий надзор в соответствующей сфере – Минтранс. Обращения и жалобы граждан принимаются при личной записи на прием, по телефону (см. в разделе “Контакты” на сайте Минтранса), а также в электронном виде.

Обращаем внимание, что срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней (ст. 12 ФЗ № 59 от 2 мая 2006 года “О порядке…”).

Действия, если зажало дверью

Перед закрытием дверей и началом движения водитель должен убедиться, что все пассажиры, намеренные осуществить вход или выход, сделали это.

Тем не менее, несчастные случаи имеют место быть, поэтому и водителю, и пассажиру необходимо четко знать, что делать в такой неприятной ситуации.

Пострадавшего

Действия пассажира, если водитель открыл зажавшие гражданина двери, но уехал с места происшествия:

  • при отсутствии возможности самостоятельно двигаться — вызвать скорую помощь (в том числе, при помощи посторонних лиц);
  • запомнить или записать государственный регистрационный знак автобуса (в том числе, при помощи других граждан-очевидцев);
  • взять в медицинской организации справку о количестве и характере повреждений;
  • написать письменную претензию к компании-перевозчику с требованием о возмещении вреда;
  • если на претензию нет ответа, следует обращаться в суд – ответчиком по гражданскому делу будет работодатель водителя (ст. 1079 ГК РФ).

Примечание. Если автобус застрахован по ОСАГО, ущерб возмещает страховая компания. 

Итак, водителю так же, как и другим участникам автомобильного движения, нужно соблюдать Правила. В ином случае наступает административная или уголовная ответственность (для водителя).

Перевозчик же несет ответственность, если пассажиру в результате неграмотных действий водителя будет нанесен урон здоровью.

Правила проезда перекрестков в ПДД смотрите на странице.

Что такое помеха справа в ПДД, узнайте из этой информации.

Источник: http://avtopravozashita.ru/pdd/pdd-dlja-avtobusov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.