Обоснование нмцк по 223 фз

Обоснование нмцк по 223 фз Медицинское страхование
Содержание
  1. Признаки мошенничества в закупках по 223‑ФЗ
  2. Типичные нарушения по 223-ФЗ
  3. Закупка без тендера
  4. Закупка у аффилированных лиц
  5. Мошенничество с НМЦК
  6. Необоснованное увеличение цены заключенного договора
  7. Хищение средств при невыполненных работах
  8. Ремонт несуществующих объектов
  9. Мошенничество на электронных площадках по 223-ФЗ
  10. Блокирование участников электронных аукционов программно-аппаратными средствами электронной площадки
  11. Некорректное ведение счетов участников электронного аукциона
  12. Некорректная информация на электронной площадке
  13. Участник не может подключиться к электронной площадке
  14. В каких случаях можно столкнуться с мошенничеством?
  15. Что делать, если вас обманули?
  16. Начальная максимальная цена контракта по 223-ФЗ: понятие, обоснование, методы ее определения
  17. Как заказчики определяют начальную максимальную цену
  18. Требования к обоснованию
  19. Методы определения
  20. Метод рыночного анализа или запроса ТКП
  21. Нормативный метод
  22. Тарифный метод
  23. Проектно-сметный метод
  24. Затратный метод
  25. Правила определения и обоснования начальной максимальной цены контракта по 223-ФЗ
  26. Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену
  27. Методы определения НМЦ, которые можно применять при закупках по 223 ФЗ
  28. Требование к обоснованию НМЦ
  29. Обоснование нмцк по 223 ФЗ
  30. Формирование и расчет начальной (максимальной) цены договора при проведении закупок
  31. Расчет НМЦК в Excel начальной максимальной цены контракта
  32. Проводим конкурентную закупку по 223-ФЗ: пошаговая инструкция
  33. Как формируется НМЦК
  34. Методики обоснования НМЦК
  35. Метод сопоставимых рыночных цен
  36. Что изменилось с 01.07.2018
  37. 📺 Видео

Видео:Введение в 223-ФЗ: основные положения, участники и способы закупок, реальные примеры торговСкачать

Введение в 223-ФЗ: основные положения, участники и способы закупок, реальные примеры торгов

Признаки мошенничества в закупках по 223‑ФЗ

Обоснование нмцк по 223 фз

Когда 223-ФЗ только вступил в силу, поставщики не знали, как и в каких случаях подавать жалобы в ФАС, и закрывали глаза на незаконные действия заказчика. В отличие от ст. 105 Закона № 44-ФЗ, в 223-ФЗ не прописывается, как формулировать жалобу и на что жаловаться. Нужно пользоваться алгоритмом подачи жалобы из антимонопольного Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Полезно изучить уже осуществленные закупки в ЕИС: как проводилась закупка, какая поступила жалоба, какое решение было принято ФАС, было ли арбитражное рассмотрение дела.

Типичные нарушения по 223-ФЗ

  • План закупок не размещается на сайте zakupki.gov или размещается не вовремя

Например, заказчик может в один и тот же день разместить план и провести закупку, и поставщики не успеют с ней ознакомиться.

  • Многочисленны случаи закупки у единственного поставщика с нарушением закона

Многие заказчики в своем положении о закупках разрешили себе проводить огромное количество закупок у единственного поставщика. В особенности это касается отраслевых корпораций, которые проводят закупки на сотни миллионов рублей у единственного поставщика.

  • Не всегда проводится расчет и обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК)

В закупках по 44-ФЗ обязательно нужно рассчитывать и обосновывать НМЦК (Приказ Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567). 223-ФЗ не обязывает это делать, и некоторые заказчики ставят начальную цену в 2-3 раза выше рыночной.

  • Нарушения комиссии по закупкам при определении победителя, незаконный отказ в допуске к участию и необоснованное отклонение заявок

Комиссия либо допускает заявку, которую требуется отклонить, либо отклоняет верную заявку, которую отклонять не нужно. Это очень распространенное нарушение в рамках 223-ФЗ. Здесь случаются «несостоявшиеся заявки», когда заявки всех участников, кроме одного, отклоняются, он допускается до торгов и с ним по максимальной цене заключается договор.

  • Ограничение конкуренции в конкурсных документах

Могут запрашиваться дополнительные документы и лицензии. ФАС считает это нарушением.

  • Заказчик устанавливает нереалистичные сроки выполнения работ или поставки товара

Заказчик может указать срок в два дня для поставки товара из Европы или попросить выполнить за 20 дней работу, которую возможно выполнить только за 180 дней. Здесь ФАС также часто встает на сторону поставщиков.

  • Ассортимент поставляемых товаров расширяется, и цена договора увеличивается
  • Заказчик не налагает штраф и не расторгает контракт даже в случае необходимости

В закупке указываются нереалистичные сроки с обязательным условием о расторжении контракта, честные компании не участвуют в закупке. Компания-победитель нарушает условия, но заказчик не соблюдает условия договора — не расторгает контракт и не налагает штраф.

Закупка без тендера

Большое количество закупок по 223-ФЗ проводится у единственного поставщика. Для этого в ЕИС в положении о закупках многих заказчиков может использоваться формулировка «приглашение к сотрудничеству».

Прокуратура в арбитражном суде часто признает такую закупку недействительной, а договор ничтожным — деньги возвращаются заказчику, товар — поставщику.

Также заказчик, чтобы уйти от процедуры определения поставщика, может передать свои функции предприятиям, которые не попадают ни под 44-ФЗ, ни под 223-ФЗ.

Например, автономным некоммерческим организациям (АНО) часто функции заказчика и деньги передают муниципалитеты или федеральные заказчики. АНО регулируются только Гражданским кодексом, в котором уточняется, что закупки должны проводиться на конкурсной основе, но не регулируются сроки или протоколы. Именно поэтому АНО могут проводить закупки как захотят.

Закупка у аффилированных лиц

На сайте Генпрокуратуры есть множество примеров того, когда госзаказчик проводит процедуру и заключает договор с учреждением, в котором директор организации заказчика — ближайший родственник заказчика. Это нарушает 135-ФЗ, чаще всего договор признается ничтожным, поставщик возвращает деньги, а заказчик — товар.

https://www.youtube.com/watch?v=sKx9mq3uEV0

Примеры таких нарушений:

  • Межрайонная прокуратора в Ярославской области обнаружила конфликт интересов при определении поставщика и заключении договора между матерью и сыном.
  • Прокурор в Челябинской области обнаружил договор на поставку продуктов питания между двумя братьями и их отцом.

Мошенничество с НМЦК

В 223-ФЗ нет четкого алгоритма установления начальной цены контракта, в отличие от 44-ФЗ (Приказ Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567 указывает, как формировать НМЦК).

Заказчик может указать цену намного ниже рыночной стоимости оборудования, добросовестные поставщики не будут участвовать в закупке, и заказчик сможет подписать контракт с нужным ему поставщиком.

В соответствии с положением о закупке, заказчик может увеличить стоимость договора или количество товара на 30 %. Так поставщик с помощью ухищрений заказчика может получить нужную ему очень низкую или очень высокую цену.

Необоснованное увеличение цены заключенного договора

Заказчик в положении о закупке увеличивает сумму договора на 10-30 %, но не увеличивает количество товара. Либо он может увеличить количество другого товара — не того товара, который был указан в описании закупки.

Это нарушение конкуренции и неравные условия для всех участников закупки, потому что только одна компания владеет нужной информацией. Если бы другой поставщик знал, что с ним заказчик увеличит договор на 30 % и попросит дополнительно поставить другой товар, он бы тоже мог согласиться на эти условия.

Хищение средств при невыполненных работах

Чаще всего деньги похищают, когда оплачиваются товар или услуга, которые не были поставлены/выполнены, хотя должностные лица оформили акты выполненных работ.

На основании подписанной накладной или акта выполненных работ происходит оплата. Поставщик может задержать товар и попросить подписать документы и оплатить его, чтобы не накладывались штрафные санкции. После подписания актов или накладных товар могут вообще не поставить/работы могут не выполняться.

Ремонт несуществующих объектов

Руководитель предприятия закладывает в бюджет ремонт несуществующего объекта. Он есть в документах у заказчика, но на самом деле его снесли или его никогда не существовало.

Например, в одной из республик директор хозяйственно-транспортного комплекса утвердил план ремонтно-строительных работ, заложил в бюджет расходы и заключил контракт на реконструкцию несуществующего гостевого дома на сумму более 13 млн руб. В отношении директора было возбуждено уголовное дело.

Противостояние между заказчиком и поставщиком не должно выходить за рамки Уголовного кодекса. За нарушение 223-ФЗ и 135-ФЗ нарушители могут столкнуться со штрафами.

Пример: заказчик совершил закупку у аффилированного лица и сказал, что не сможет выплатить административный штраф в 50 000 руб., потому что у него низкие доходы и он не знал об этом законе. Но незнание закона не освобождает от ответственности.

Мошенничество на электронных площадках по 223-ФЗ

Подозрительно, когда участник электронного аукциона на ЭТП не может:

  • пройти аккредитацию;
  • подать предложение о цене контракта;
  • войти в закрытую часть ЭТП;
  • подать заявку на участие в электронном аукционе;
  • опубликовать и направить необходимые документы;
  • подать запрос на разъяснение положений документации.

Если в рамках 44-ФЗ закупки ведутся только на восьми площадках и их работа довольно прозрачна, то в рамках 223-ФЗ площадок намного больше, и участники часто сталкиваются с мошенничеством.

Полезно регистрировать все свои действия на электронных площадках, чтобы упростить подачу жалобы и доказать свою правоту. Так ФАС проще рассмотреть дело.

Наиболее частые случаи мошенничества на электронных площадках:

  • площадки за высокую цену выдают ключи к электронной площадке;
  • участник получил ключ, но не может пройти аккредитацию;
  • в тот момент, когда нужно подать предложение, кнопка подачи предложений неактивна;
  • победитель закупки не может войти в личный кабинет и подписать контракт;
  • поставщик не может прикрепить документы и подать заявку;
  • площадка не позволяет запрашивать разъяснение положений документации, когда заказчик вывешивает ТЗ с нечеткими фотографиями/непонятными шрифтами;
  • договор не прикрепляется либо прикрепляется, но позже заказчик говорит, что не получил договор;
  • кнопка входа в личный кабинет неактивна;
  • деньги не поступают на виртуальный счет либо поступают позже и не в том объеме;
  • все документы прикреплены, но позже заказчик говорит, что какого-то документа не хватает;
  • во время электронного аукциона поставщик подает ценовое предложение в 100 руб., а отображается 120 руб.;
  • победителю приходит протокол, но на следующий день он отменяется.

Обучение и экспертная поддержка в сфере закупок. Повышайте квалификацию и получайте ответы экспертов.

Узнать больше

Вызывают вопросы такие признаки, как изменение любых данных, документов и сведений на электронной площадке, а также ситуации, когда заказчики, оператор электронной площадки или участники аукциона не направляют документы и сведения, предусмотренные законом.

Блокирование участников электронных аукционов программно-аппаратными средствами электронной площадки

В том числе не исключено отключение определенного функционала для участника электронного аукциона электронной площадкой. Это означает, что поставщик не может подписать контракт или подать предложение. Например, поставщик победил в аукционе, заказчик отправил договор с неправильной ценой или спецификацией, но поставщик не может подать протокол разногласий.

Некорректное ведение счетов участников электронного аукциона

Здесь возможны в том числе открытие счета, блокировка средств, зачисление средств на счет. В рамках 44-ФЗ деньги поступают на площадку в тот же день или на следующий, на некоторых площадках, работающих по 223-ФЗ, могут не поступить к моменту подачи заявок.

Некорректная информация на электронной площадке

Такие признаки можно распознать в ситуации, когда:

  • происходит некорректное отображение подачи предложения;
  • обозначено несвоевременное начало и окончание электронного аукциона (в документах указано, что он проводится в определенное время, а на самом деле — на час раньше; площадки могут ссылаться на разницу в часовых поясах);
  • опубликован некорректный протокол;
  • представлены документы и сведения с нарушением сроков, предусмотренных законодательством РФ (положение о закупке предполагает, что протокол нужно вывешивать в течение 3-х дней после проведения закупки, но иногда эту «операцию» затягивают на несколько месяцев. На такое поведение можно сразу жаловаться в ФАС).

Участник не может подключиться к электронной площадке

Подозрительно, когда все участники, кроме одного, не могут подключиться к электронной площадке в тот момент, когда начался аукцион. Неудивительно, что тот единственный участник подает ценовое предложение и становится победителем.

В каких случаях можно столкнуться с мошенничеством?

Статус бюджетных компаний проверяют тщательнее. Компании, которые размещают закупки по 44-ФЗ, получают электронную подпись в Федеральном казначействе, регистрируются как заказчики на ЕИС и размещают положение о закупках.

https://www.youtube.com/watch?v=s44ilWvELV8

Поставщиков могут обмануть компании, которые организуют коммерческие торги или закупки по 223-ФЗ.

Как действуют мошенники:

  • Регистрируются как заказчик по 223-ФЗ на ЕИС и публикуют положение о закупках.
  • Объявляют одну или несколько закупок на крупные суммы и устанавливают максимально высокое обеспечение заявки.
  • Исчезают, как только поставщики переводят деньги на счет.

Что делать, если вас обманули?

Если заказчик не выходит на связь, нужно обратиться в ФАС. Они рассмотрят жалобу и вынесут решение в течение 7 рабочих дней.

Как вычислить мошенника:

  1. Найти информацию о заказчике в ЕИС.
  2. Проверить жалобы в ФАС от других участников.
  3. Расспросить поставщиков, которые раньше работали с этим мошенником.
  4. Проверить, есть ли арбитражные дела по этой организации.
  5. Проверить все торги, в которых компания участвовала как заказчик и поставщик.
  6. Проверить черный список заказчиков-мошенников.

Все это можно сделать с помощью программы Контур.Фокус. Рассмотрим на примере, какую информацию можно узнать с помощью инструментария программы о фирмах-мошенниках. 

Например, берем компанию «Водоочистные сооружения № 3». Благодаря Контур.Фокусу узнаем, что:

  • организация зарегистрирована 2 августа 2016 года, но уже в ноябре объявила 12 закупок на общую сумму в 13 млн руб.;
  • компания была исключена из ЕГРЮЛ в одностороннем порядке; 
  • у компании стоит отметка налоговой о недостоверности сведений (черная метка ФНС);
  • компания не вернула поставщикам обеспечение заявки в 5 % от НМЦК. 

Видео:🔴 Основы 223 ФЗ за 15 мин + СТРАХИ и проблемы. Отличие от 44 ФЗ / Тендеры по 223 ФЗ / Закупки 223Скачать

🔴 Основы 223 ФЗ за 15 мин + СТРАХИ и проблемы. Отличие от 44 ФЗ  /  Тендеры по 223 ФЗ  / Закупки 223

Начальная максимальная цена контракта по 223-ФЗ: понятие, обоснование, методы ее определения

Обоснование нмцк по 223 фз

В 44-ФЗ вопросам начальной максимальной цены контракта посвящена отдельная статья. Государственные заказчики не только должны указать цену в закупочной документации, но и провести ее обоснование с использованием утвержденных законодательно методик.

223-ФЗ носит декларативный и рамочный характер. По 223-ФЗ вопрос обоснования и определения начальной максимальной цены контракта или договора (НМЦК) освещен не так полно, и заказчики должны самостоятельно определить порядок формирования начальной цены.

Как заказчики определяют начальную максимальную цену

В 223-ФЗ нет упоминания о том, какого порядка должен придерживаться заказчик при определении и утверждении цены контракта. Но в отдельных статьях упомянутого закона встречается указание на начальную максимальную цену, как обязательный атрибут закупочной документации.

В рамках 223-ФЗ главным документом, который регулирует всю закупочную деятельность заказчика, называют Положение о закупках.

В указанный документ включают полный спектр сведений о регламенте проведения закупок заказчиком, включая формирование им цены договора (по ч. 2 ст. 2 223-ФЗ).

Именно Положение о закупках является основным документом, регламентирующим методику расчета НМЦК в ходе закупки.

В п. 5 ч. 9 ст. 4 223-ФЗ подчеркивается, что в опубликованном извещении о конкурентной закупке в ЕИС заказчику нужно указать информацию о начальной максимальной цене договора или привести формулы цены с правилами расчета суммы, подлежащей уплате, с максимальным значением цены.

Еще один вариант для заказчика – указать максимальное значение цены единицы товара, работы и услуги с предельной ценой подписываемого контракта. Какой вариант выбрать заказчику для указания цены договора, будет зависеть от типа закупки. Например, закупая услуги ОСАГО, заказчик может привести официальную формулу для расчета тарифа на страхование от Банка России.

Цену единицы товара стоит указать, если на момент закупки определить ее фактический объем не представляется возможным.

https://www.youtube.com/watch?v=lzKylx5G4FY

На основании п. 5 ч. 10 ст. 4 223-ФЗ начальная максимальная цена должна быть указана в закупочной документации.

Кроме извещения и документации, сведения о цене договора включаются в план (по пп. 8 п. 1 Требований к форме плана, указанных в Постановлении Правительства от 2012 года №932).

Если указанные документы не содержат упоминания на начальную цену контракта, то контролирующая инстанция может отменить такую закупку (на основании п. 1 Обзора судебной практики по вопросам применения 223-ФЗ от 2018 года).

Ссылка на порядок формирования НМЦК по 223-ФЗ приведена в Стандарте осуществления закупочной деятельности отдельными юрлицами от ФАС 2015 года. В 7 разделе указано на целесообразность установления в Положении о закупках методики обоснования цены в зависимости от предмета договора.

Но данный Стандарт имеет лишь рекомендательный характер и направлен на оптимизацию закупочной сферы. Поэтому применять положения Стандарта заказчик может по желанию.

Порядок формирования и обоснования цены договора не зависит от типа цены: для конкурентных закупок и неконкурентных закупок у единственного поставщика действуют единые правила.

Требования к обоснованию

В настоящий момент заказчик сам устанавливает порядок формирования цены договора. То есть он не должен прописывать в Положении используемую методику обоснования цены, так как закон не предусматривает подобной обязанности для заказчика. На практике это приводит к злоупотреблениям и рискам неэффективного расходования бюджетных средств.

Хотя заказчик может проводить обоснование цены контракта по своему усмотрению, он не должен включать его в извещение о закупке и документацию.

Данный вывод находит подтверждение и в сложившейся практике ФАС. Так, к такому выводу в свое время пришло Санкт-Петербургское подразделение УФАС в решении №Т02-501-17 от 2017 года.

При этом заказчик в Положении о закупке вправе установить обязанность по обоснованию НМЦК и включение обоснования в письменной форме в извещение о закупке и закупочную документацию. Если такие требования были предусмотрены заказчиком, то он обязан их неукоснительно соблюдать, и тогда обоснование включается в извещение о закупке и документацию.

Нередко неверной трактовке подвергаются положения п. 7 ч. 10 ст .4 223-ФЗ. Здесь сказано, что заказчик обязан включать порядок формирования цены договора.

Но речь здесь идет только о том, что стороны должны четко указать в контракте в разделе с ценой, включает ли она затраты на доставку товара, налоги, страхование, уплату таможенных пошлин и пр.

То есть эта норма обязывает определенным образом прописывать цену договора, оплатить который заказчик планирует по результатам закупки.

C января 2020 года предполагается внесение изменений в действующий порядок обоснования начальной цены. На сайте Минфина размещен проект закона, который введет дополнительные обязанности для заказчиков по 223-ФЗ в части обоснования цены. С проектом изменений, который затронет ч. 2 ст. 2 223-ФЗ, можно ознакомиться здесь.

Сейчас в статье подчеркивается, что в Положении о закупке заказчику следует регламентировать закупочную деятельность и включить в его порядок проведение закупок с использованием конкурентных и неконкурентных способов (которые перечислены в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 223-ФЗ), условия их применения, порядок подписания договоров и внесение обеспечение.

Через законопроект Минфин планирует добавить обязанность заказчика прописывать в Положении о закупках порядок обоснования НМЦК. Такие поправки призваны повысить эффективность закупок и сделать их более прозрачными, а также минимизировать проявления коррупции.

Методы определения

Требования о применении определенных методов обоснования цены в 223-ФЗ не предусмотрено. Это подтверждает, например, письмо Минфина от 2017 года №24-01-09/61629 или практика рассмотрения жалоб в ФАС.

Для расчета и обоснования цены контракта по 223-ФЗ заказчик может использовать ту же методологию, которая применяется в рамках 44-ФЗ, или же установить собственный порядок цены.

Если заказчик решил использовать методы по 44-ФЗ, то ему стоит ориентироваться на положения Приказа МЭР №567 от 2013 года. Указанный приказ содержит 5 основных методов для определения начальной максимальной цены:

  1. Метод рыночного анализа.
  2. Нормативный.
  3. Тарифный.
  4. Проектно-сметный.
  5. Затратный.

Указанные методы универсальны и могут применяться как в закупках по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.

Порядок обоснования заказчиком начальной максимальной цены договора может проводиться по следующему алгоритму:

  1. Определяется потребность в товаре, работе и услуге.
  2. Приводится описание объекта закупки.
  3. Проводится маркетинговое исследование через изучение общедоступных источников информации для определения цены товаров, работ и услуг, в которых возникла потребность.
  4. Определяется метод обоснования НМЦК.
  5. Производятся необходимые расчеты.

Метод рыночного анализа или запроса ТКП

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения цены договора. Его суть состоит в запросе технико-коммерческих предложений заказчиком (ТКП) для определения среднерыночной стоимости.

Именно она и будет выступать НМЦК. Согласно рекомендациям, заказчику нужно отправить не менее 5 запросов на получение коммерческих предложений, при этом в расчетах должны участвовать как минимум 3 запроса.

При проведении анализа используются цены на идентичные товары (с одинаковыми характерными признаками) и на однородные товары (которые не являются идентичными, но обладают сходными характеристиками).

Помимо запроса коммерческих предложений, заказчик вправе получать нужную ему ценовую информацию при отправке запросов на предоставление коммерческих предложений путем размещения сведений в открытом доступе (которые являются офертой), анализа сведений из статистических бюллетеней, реестра договоров и пр.

После получения ценовой информации заказчик должен провести ее корректировку. Если информация от поставщиков была получена не позднее, чем за 6 месяцев до определения цены, то корректировка не требуется.

В ином случае применяются определенные индексы или коэффициенты для приведения цены к актуальному состоянию.

https://www.youtube.com/watch?v=kOfQfG8-HMw

При использовании в качестве источника информации реестра договоров корректировка цены, которая была достигнута через конкурс, осуществляется путем ее увеличения на 10%, аукцион – на 13%, запрос котировок и предложений – на 17%, при неконкурентной закупке – не корректируется.

Заказчику также нужно следить за тем, чтобы полученная им ценовая информация отвечала признакам однородности. Ему следует учесть коэффициент вариации из п. 3.20 Методических рекомендаций из Приказа №567. Если полученные цены отклоняются друг от друга более, чем на 33%, то полученная совокупность цен признается неоднородной.

Нормативный метод

Нормативный метод расчета НМЦК применяется, если для заказчиков установлены нормативы для определенных закупок. Например, утверждены предельные цены на товары, работы и услуги для подведомственных заказчиков (одним из примеров являются нормативные затраты на цены закупаемых автомобилей на бюджетные средства).

Данный метод обычно является сопутствующим методу сопоставимых рыночных цен. При этом полученное значение по результатам рыночного анализа заказчику следует сопоставить с установленными Правительством нормативами.

Тарифный метод

Тарифный метод применяется, если государством установлены тарифы для определения цены, например, при закупке услуг ОСАГО или коммунальных услуг.

Тарификации подлежат цены на следующие товары, работы и услуги: электрическая и тепловая энергия, передача электроэнергии по сетям, диспетчерское управление, железнодорожные грузоперевозки и пассажироперевозки, услуги почтовой и электрической связи и пр.

Проектно-сметный метод

Проектно-сметный метод имеет локальное применение. Его используют при закупках строительных и отделочных работ: работ по текущему и капитальному ремонту, реконструкции и сносу объекта капитального строительства, восстановлению памятников архитектуры и пр. При применении метода разрабатывается дефектная ведомость, а затем на ее основе – локальный сметный расчет.

Сметный расчет формируется в соответствии с утвержденными методиками и государственными нормативами в части строительных норм и правил.

Определение цены договора производится с учетом требований заказчиков к видам и объему работы, а также к их качеству, которые определены в спецификации или проектной документации.

Результаты расчетов корректируются с учетом сложности работ и прочих применяемых коэффициентов.

Затратный метод

Применение затратного метода может быть оправдано, если иные способы расчета применить не удалось. Нередко он выступает, как дополнение к иным вышеперечисленным методам расчета.

Затратный метод предполагает расчет суммы произведенных затрат и норм прибыли для определенной сферы деятельности.

При этом заказчику следует учесть типичные прямые и косвенные затраты на производство, покупку и реализацию товаров, работ и услуг, транспортные расходы, расходы на хранение и страхование и пр.

Если ни одна из указанных методик не подошла, заказчик может использовать иные методы по своему усмотрению.

Таким образом, на текущий момент заказчик вправе сам указать в утвержденном им Положении о закупках порядок расчета и обоснования начальной максимальной цены договора.

Если же такая обязанность в Положении не предусмотрена, то обоснование цены не требуется. Цена договора указывается в плане, извещении и документации по закупке.

Вместо начальной максимальной цены заказчик вправе установить формулу или цену за единицу.

Загрузка…

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Видео:Положение о закупке по Закону № 223-ФЗ: ошибки в порядке обоснования Н(М)Ц договора, 07.07.2022Скачать

Положение о закупке по Закону № 223-ФЗ: ошибки в порядке обоснования Н(М)Ц договора, 07.07.2022

Правила определения и обоснования начальной максимальной цены контракта по 223-ФЗ

Обоснование нмцк по 223 фз

Определение начальной максимальной цены договора необходимо для проведения закупок при формировании извещения и закупочной документации, при рассмотрении и оценке поступивших на участие в закупках заявок.

Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену

До принятия 223-ФЗ в 2011 году корпоративными заказчиками не уделялось должное внимание определению и формированию максимальной цены при проведении закупок для личных нужд.

Заказчики в большинстве случаев либо просто не обосновывали цену, либо устанавливали ее на основе опыта проведения аналогичных закупок ранее. Складывалась и такая практика, что сведения о цене не включались в извещение и документацию о закупке.

После вступления в силу положений 223-ФЗ вопросы формирования НМЦ в ходе проведения закупок отдельными видами юрлиц нашло законодательное закрепление.

https://www.youtube.com/watch?v=xMEink4oJX4

В частности, необходимость установления НМЦ в ходе проведения закупок прописана в следующих законодательных нормах ФЗ-223:

  1. В п. 5 ч. 9 ст. 4 ФЗ-223 указано, что сведения о цене необходимо прописать в цене договора.
  2. В п. 5 ч. 10 ст. 4 ФЗ-223 прописана необходимость включения ее в документацию о закупке.
  3. Согласно п. 7 ч. 10 ст. 4 ФЗ-223, заказчик должен не только прописать цену, но и порядок ее формирования (включает ли она расходы на перевозку, уплату таможенных сборов, страхование и иные платежи).

На основании анализа 223-ФЗ можно сделать вывод, что заказчики не обязаны обосновывать цену договора, а только должны ее указать в документации.

В этом состоит принципиальное отличие от 44-ФЗ, который устанавливает жесткие требования к формированию и порядку обоснования цены.

В 223-ФЗ не приводится определение НМЦ, а также никак не уточняется порядок ее расчета.

Несмотря на появление в 223-ФЗ требований об обязательном указании цены, заказчики на практике нередко их игнорируют. Такие действия можно рассматривать как нарушения и они являются основанием для привлечения к административной ответственности.

По таким делам уже есть соответствующие решения ФАС и российских арбитражных судов.

В некоторых случаях антимонопольная служба просто выносила предписание об устранении нарушения об отсутствии цены в закупочной документации, в других – признавала проведенную закупку и заключенный по ее результатам договор недействительным.

Законодательство содержит указание на некоторые ситуации, при которых допускается вовсе не определять НМЦ.

Так, если заказчик не смог определить максимальную цену договора, то он может подготовить проект договора «с открытыми условиями» (это допускается при любом способе закупки, кроме аукционного, который имеет целью снижение начальной цены, соответственно, должен ее содержать).

Другой способ проведения торгов без указания НМЦ на законном основании – это проведение закупки «с четким указанием ассортимента, цены за единицу продукции и максимального количества по каждой из товарных позиций с условием поставки товара». При таком варианте общая цена договора снижается пропорционально уменьшению единичных расценок.

Согласно ч. 15 ст. 4 ФЗ-223, заказчик может не размещать сведения о закупке и извещение о ней (соответственно, и НМЦ) при цене контракта в пределах 100 или 500 тыс. р. в зависимости от выручки заказчика.

Стоит отметить, что при проведении закупок юридическим лицам стоит ориентироваться не только на нормы 223-ФЗ, но и на региональные нормативно-правовые акты по данному вопросу, Гражданский кодекс и внутренние документы.

Методы определения НМЦ, которые можно применять при закупках по 223 ФЗ

Законодательство о закупках отдельными юрлицами по 223-ФЗ не указывает на обязанность заказчиков обосновывать цену контракта, поэтому здесь также детально не рассматриваются конкретные способы и методы ее обоснования.

При определении НМЦ заказчик должен исходить из принципов:

  1. Отсутствия дискриминации поставщиков товара или услуги.
  2. Отсутствия необоснованного ограничения конкуренции.
  3. Обеспечения целевого и эффективного, с экономической точки зрения, расходования денежных средств.
  4. Реализации мер, направленных на уменьшение издержек на необходимые заказчику услуги.

Но на практике заказчики по 223-ФЗ обычно используют методики определения цены, которые применяются по 44-ФЗ при государственных и муниципальных закупках, либо разрабатывают свои схемы расчета.

Анализ используемых методик определения цены в рамках 223-ФЗ позволяет выделить такие варианты расчета стоимости:

  1. Нормативный метод.
  2. Тарифный метод.
  3. Проектно-сметный метод.
  4. Затратный метод.
  5. Рыночный.

Наиболее популярным является рыночный метод определения цены договора. При его использовании заказчику необходимо провести анализ рынка закупаемых товаров и услуг на наличие здесь соответствующих ценовых предложений по определенной закупке. Это сведения относительно цены заключенных сделок при закупках товаров данного рода.

При этом при применении рыночной методики полученная цена корректируется с позиции условий конкретной сделки (например, ее объема, региона поставки или технических особенностей самого продукта) и затем предполагает вычисление ориентировочного уровня чистой цены на продукцию.

https://www.youtube.com/watch?v=WcX2El9EIAA

Также в ходе проведения анализа поставщик может запросить коммерческие предложения на поставку у трех поставщиков для определения начальной цены. При этом он может взять за основу НМЦ как полученное наиболее высокое ценовое предложение, так и наименьшее либо рассчитанное среднее арифметическое.

Решение о порядке и алгоритме определения цены принимается самим заказчиком в зависимости от специфики деятельности и фиксируется в положении о закупке.

При специфической закупке цена договора может быть установлена на основании стоимости схожего товара, который имеет небольшие отличия в качественных и функциональных характеристиках. При этом, что именно можно считать несущественным признаком для данного товара, определяет заказчик.

При использовании проектно-сметного метода НМЦК цена определяется на основании калькуляции цен на составляющие закупку товары и услуги (работы, оборудование, товары, механизмы и пр.) при учете их объема.

Обычно затратный метод применяется для определения НМЦК в части проведения строительных и отделочных работ.

При тарифном методе используются действующие тарифы на оказание определенных услуг и применяется при закупках у естественных монополий и предприятий, которые занимаются регулируемыми видами деятельности.

В ходе определения цены тарифным методом рекомендовано использовать расценки как минимум трех компаний-лидеров рынка, которые специализируются на оказании необходимых услуг. Возможны следующие варианты:

  1. НМЦ может производиться на основании усредненных цен (как их среднее арифметическое), если разница в ценах составляет 10% и более.
  2. Наибольшей единичной цены, установленной по результатам опроса фирм при различии минимальной и максимальной стоимости не более 10%.

Затратный метод предполагает расчет НМЦК как суммарные затраты с учетом прибыли, являющейся обычной для данного вида деятельности. Данный метод используется достаточно редко: в основном как дополнение к другим методикам или при невозможности применить другие методы.

Затратный метод предполагает учет трат на производство, покупку и реализацию товаров, их транспортировку и хранение и пр. Такие сведения могут быть получены на основе анализа других контрактов.

Нормативный метод – это расчет НМЦ на основе установленных предельных цен для данного вида товаров или услуг. В 223-ФЗ не приведены данные нормативы, но их можно позаимствовать из 44-ФЗ.

Требование к обоснованию НМЦ

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от заказчика не требуется обоснование цены. Причем это не зависит от способа проведения закупки: является ли она конкурентной или предполагает закупку товаров и услуг у единственного поставщика.

Особенностью закупки у единственного поставщика будет то, что указанная в извещении цена и станет ценой по договору, так как ее снижение не предполагается.

При этом положение о закупке, утвержденное заказчиком, может обязывать его обосновывать цену. В таком случае в документе должен содержаться общий порядок обоснования стоимости.

Таким образом, ФЗ-223 устанавливает только общие принципы проведения закупок.

Тогда как при проведении закупочных мероприятий заказчикам следует ориентироваться на нормы Гражданского кодекса, иных нормативно-правовых актов и положениями о закупке, которые утверждаются ими самостоятельно.

В положении о закупке определяется порядок ее проведения, принципы и способы организации торгов. При этом, согласно ч. 5 ст. 4 ФЗ-223, при проведении закупки на сайте должна быть размещена закупочная документация, включая извещение о закупке.

В состав извещения в обязательном порядке включаются сведения о НМЦ. Но в остальном законодательство по закупкам отдельными юрлицами не содержит больше указаний на счет порядка определения и обоснования цены. Это значит, что заказчик определяет такую цену на свое усмотрение.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

Видео:Методы обоснования НМЦКСкачать

Методы обоснования НМЦК

Обоснование нмцк по 223 ФЗ

Обоснование нмцк по 223 фз

Организации, подпадающей под действие Федерального закона от 18.07.

2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), необходимо заключить договор на техническое обслуживание и ремонт принадлежащих ей автомобилей.

В соответствии с Законом № 223-ФЗ требуется определить начальную (максимальную) цену договора, но из-за специфики планируемого к заключению договора на этапе проведения процедуры отбора контрагента рассчитать цену договора не представляется возможным.

Как быть в данной ситуации? Может ли организация установить начальную (максимальную) цену контракта по своему усмотрению? Следует ли обосновывать ее размер? Может ли установленная организацией цена контракта меняться в ходе его исполнения?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу. Заказчик вправе установить начальную (максимальную) цену контракта по своему усмотрению и не обязан обосновывать ее размер, если только такая обязанность не предусмотрена утвержденным им положением о закупке.

Формирование и расчет начальной (максимальной) цены договора при проведении закупок

Цена контракта может изменяться в ходе его исполнения, необходимо только размещать информацию об этом на официальном сайте.

https://www.youtube.com/watch?v=v2ZyeC0qLNs

Закон № 223-ФЗ устанавливает только общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг видами и категориями юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 этого Закона.

Заказчики при закупке обязаны руководствоваться Гражданским кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, а также положениями о закупке, утверждаемыми ими самостоятельно (ч. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Положение о закупке должно содержать требования к закупкам, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, протоколы, составляемые в ходе закупки. При этом извещение о закупке и документация о закупке, в силу п. 5 ч. 9, п. 5 ч.

10 той же статьи, должны содержать сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота). Отсюда, безусловно, следует, что заказчик обязан установить начальную (максимальную) цену договора, заключаемого по результатам закупки.

Вместе с тем требования об обосновании цены нормы Закона № 223-ФЗ не содержат.

Безусловно, согласно п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ документация о закупке должна также включать порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Однако следует обратить внимание, что речь идет о порядке формирования именно цены контракта, но не его начальной (максимальной) цены, то есть, по нашему мнению, порядок формирования цены обязателен для участников закупки при подготовке им ценовых предложений в заявках на участие в закупке и (или) в ходе проведения процедур закупки.

Необходимость обоснования начальной (максимальной) цены контракта эта норма не означает.

Таким образом, в силу закона заказчик вправе установить начальную (максимальную) цену по своему усмотрению, но не обязан как-либо обосновывать ее размер, если иное не предусмотрено утвержденным им положением о закупке.

Изменение цены после заключения договора в соответствии с п. 2 ст. 424 ГК РФ допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Пари этом в силу ч. 5 ст.

4 Закона № 223-ФЗ, в случае если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. Из этого следует, что Закон № 223-ФЗ не исключает изменения цены в процессе исполнения договора, никак не ограничивая такую возможность и не регламентируя порядок такого изменения. Единственное требование — размещение информации о разъяснениях на официальном сайте.

При этом в отношении договора купли-продажи п. 3 ст. 485 ГК РФ устанавливает: если такой договор предусматривает, что цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, затраты и т.п.

), но при этом не определен способ пересмотра цены, цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара.

Иными словами, закон прямо предусматривает, что в договоре купли-продажи может быть предусмотрен механизм изменения установленной им цены товара при изменении показателей, обусловливающих эту цену.

Следовательно, договор, заключаемый в соответствии с Законом № 223-ФЗ, также может содержать условие о цене в определенной сумме и одновременно — условие о ее пересмотре при изменении обусловливающих ее показателей и способ такого пересмотра.

https://www.youtube.com/watch?v=_WOUU4bvpY0

Отсюда можно сделать вывод, что заказчик обязан в извещении и документации о закупке указать начальную (максимальную) цену договора (лота) в определенной денежной сумме, контракт же заключается по цене, предложенной участником закупки — победителем соответствующей процедуры, которая может быть снижена либо увеличена, в том числе в порядке, заранее установленном условиями договора.

Татьяна Чашина и Аркадий Серков,

эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ

Расчет НМЦК в Excel начальной максимальной цены контракта

Для унификации подхода к формированию НМЦК (начальной (максимальной) цены контракта, подписываемого с единственным поставщиком) при выполнении закупок в соответствии с ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разработаны методические рекомендации с методами и формулами расчета.

Проводим конкурентную закупку по 223-ФЗ: пошаговая инструкция

А для участия в государственных торгах нужно составлять обоснование НМЦК. Расчет можно произвести в Excel.

Как формируется НМЦК

Исчисление и обоснование начальной (максимальной) цены контракта зависит от методов, определенных в Законе:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Предпочтение отдается методу сопоставимых рыночных цен. Получить ценовую информацию об одинаковых (идентичных) товарах, работах и услугах можно из следующих источников:

  • официальных публикаций государственных и муниципальных органов, международных организаций;
  • сайта госзакупок;
  • сведений информационно-ценовых агентств;
  • статистических отчетов;
  • общедоступной рекламы в СМИ, Интернете.

При расчете начальной цены контракта используются коэффициенты, которые учитывают:

  • объем товара, работ, услуг;
  • срок определения НМЦК, исполнения договора;
  • место поставки;
  • изменение номенклатуры и т.д.

Расчетные данные и обоснование НМЦК оформляются документально и подписываются работником контрактной службы.

Методики обоснования НМЦК

Выбор конкретного способа зависит от ситуации, исходных данных и других факторов.

Метод сопоставимых рыночных цен

НМЦК рассчитывается на основе информации о рыночных ценах на идентичные или однородные работы, товары или услуги. Собрать необходимые сведения законодатель предлагает следующими способами:

  • отправить запросы не менее чем пяти поставщикам изучаемого товара;
  • опубликовать запрос в ЕИС;
  • найти данные в реестрах контрактов заказчиков;
  • получить информацию из общедоступных источников.

Источники информации должны вызывать доверие и подтверждаться соответствующими расчетами.

Используемая формула:

, где

  • v – объем товара;
  • n – число значений в расчете;
  • i – номер источника ценовой информации;
  • цi– цена товара с номером i.

Рассмотрим пример расчета НМЦК в Excel.

На первом этапе собранные сведения заносятся в таблицу:

Запросы отправлены 5 поставщикам. Получен ответ от трех. Для получения объективной картины нужно не менее 3 цен от разных поставщиков. Это условие выполнено.

Далее нужно проверить однородность совокупности значений выявленных цен, которые применяются при расчете. Рассчитаем коэффициент вариации.

Как рассчитывается среднее квадратичное отклонение, показано на рисунке. Среднюю арифметическую цену считаем с помощью функции СРЗНАЧ (=СРЗНАЧ(E3:G3)). Для расчета коэффициента вариации среднее квадратичное отклонение делим на среднюю арифметическую цену: =I3/H3*100. Показатель не должен превышать 33%. Это условие соблюдено.

Теперь рассчитываем начальную цену контракта. Формула для расчета НМЦК в Excel:

Что изменилось с 01.07.2018

📺 Видео

Обоснование начальной цены в № 223-ФЗ (29.11.2022)Скачать

Обоснование начальной цены в № 223-ФЗ (29.11.2022)

Разница 44-ФЗ и 223-ФЗ с учетом изменений 2022 годаСкачать

Разница 44-ФЗ и 223-ФЗ с учетом изменений 2022 года

Обоснование НМЦД и иные изменения 223-ФЗСкачать

Обоснование НМЦД и иные изменения 223-ФЗ

ГОСЗАКУПКИ по 223 ФЗ. ЗАПРОС КОТИРОВОК в 2022 году. Запрос котировок по 223 ФЗ.Скачать

ГОСЗАКУПКИ по 223 ФЗ. ЗАПРОС КОТИРОВОК в 2022 году. Запрос котировок по 223 ФЗ.

Начальная (максимальная) цена договора по Закону № 223-ФЗ (обучение закупкам), 08.07.2021Скачать

Начальная (максимальная) цена договора по Закону № 223-ФЗ (обучение закупкам), 08.07.2021

Единственный поставщик по Закону № 223-ФЗ: практика ФАС и судов, 15.09.2022Скачать

Единственный поставщик по Закону № 223-ФЗ: практика ФАС и судов, 15.09.2022

Тема вебинара: «Обоснование цены в закупках по 223-ФЗ: актуальное и практика»Скачать

Тема вебинара: «Обоснование цены в закупках по 223-ФЗ: актуальное и практика»

План закупки по Закону № 223-ФЗ: минимально необходимые требования к ТРУ, 02.06.2022Скачать

План закупки по Закону № 223-ФЗ: минимально необходимые требования к ТРУ, 02.06.2022

Новые сроки оплаты по договорам по Закону № 223-ФЗ, 11.08.2022Скачать

Новые сроки оплаты по договорам по Закону № 223-ФЗ, 11.08.2022

Составляем обоснование невозможности закупки отечественного ПО (Законы 44-ФЗ и 223-ФЗ), 15.12.2022Скачать

Составляем обоснование невозможности закупки отечественного ПО (Законы 44-ФЗ и 223-ФЗ), 15.12.2022

Ценообразование в закупках для заказчиков по 223 ФЗСкачать

Ценообразование в закупках для заказчиков по 223 ФЗ

Контроль за обоснованностью цены договора по Закону № 223-ФЗ: практические примеры, 16.03.2023Скачать

Контроль за обоснованностью цены договора по Закону № 223-ФЗ: практические примеры, 16.03.2023

В чем разница между 44-ФЗ и 223-ФЗСкачать

В чем разница между 44-ФЗ и 223-ФЗ

Подробный разбор 223-ФЗ! Почему не стоит его бояться?Скачать

Подробный разбор 223-ФЗ! Почему не стоит его бояться?

Изменения в 223-ФЗ в части обоснования начальной максимальной цены договораСкачать

Изменения в 223-ФЗ в части обоснования начальной максимальной цены договора

Вебинар: Формирование и расчет НМЦ договора при проведении закупок по 223-ФЗСкачать

Вебинар: Формирование и расчет НМЦ договора при проведении закупок по 223-ФЗ
Поделиться или сохранить к себе: