+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Конфликт интересов и коррупция различия

Чем отличается конфликт интересов от коррупции

Конфликт интересов и коррупция различия

В кризисе политической власти, в росте терроризма, в межэтнических и национальных военных столкновениях, во всех громких и опасных экономических срывах обязательно обнаруживается «коррупционный след». Коррупция выступает не только самостоятельным тяжким преступлением против конституционных прав и свобод человека и гражданина, преступлением против государственной власти и т.д.

Она характеризует собой способ жизни, построенной на обмане и мошенничестве.

На сегодняшний день удалось внедрить механизмы, которые помогают выявить коррупционные схемы на любом уровне и вовремя реагировать на них, а при необходимости -изолировать коррупционеров.

Противодействие конфликтам интересов и коррупции в системе государственного управления

Эти действия могут рассматриваться как злоупотребление служебным положением или даже как факт коррупции и должны быть в сфере внимания правоохранительных органов.

3. Конфликт интересов выражается в неправомерных действиях должностного лица в органе государственной власти, в результате которых в нарушение закона оказываются информационные, консультативные и другие услуги той организации, где чиновнику предстоит работать после увольнения с государственной службы.

Такое развитие событий создает угрозу функционированию государственных институтов и требует развития общественного контроля, обеспечения прозрачности в принятии решений, правовых ограничений в использовании информации ограниченного пользования, других мероприятий по формированию уважения к ценностям государственной службы.

В связи с этим для урегулирования конфликта интересов лицам, находящимся на государственной службе, следует

Памятка «Типовые ситуации конфликта интересов на государственной гражданской службе и порядок их урегулирования»

широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к государственному служащему мер дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, связанных с государственной службой, учитывая характер совершенного государственным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным служащим своих должностных обязанностей.

В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным служащим деяния, содержащего признаки административ­ного правонарушения

Таким образом, первостепенной целью системы профилактики конфликта интересов является предотвращение возникновения коррупционного комплекса личностных свойств.

Отмечаются меры и механизмы, минимизирующие возможность возникновения коррупционных проявлений, такие как применение систем «одного окна» и электронного обмена информацией, внедрение административные регламентов, обеспечение взаимного контроля независимыми структурными подразделениями.

В итоге формулируется вывод о том, что для исследования процессов социальной детерминации коррупционных правонарушений необходим комплексный анализ системы взаимодействия коррупционных факторов между собой и, соответственно, на систему урегулирования конфликта интересов The article is devoted to the conflict of interest as a factor of corruption occurring in the state civil service. The emergence and consolidation of the legislative institution conflict

Конфликт интересов – основа коррупции

Конфликт интересов Именно поэтому в Концепции реформирования системы государственной службы, утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г.

, предусмотрено, что на государственной службе формируются механизмы конфликтов интересов, когда у служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может влиять на рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей.

Принятый во исполнение данной концепции Федеральный закон от 27 июля 2004 г.

№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определил конфликт интересов на гражданской службе как ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью

Статья 10. Конфликт интересов

на государственных и муниципальных служащих;2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; 4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

«Мягкая» коррупция

В этом материале мы расскажем о «мягкой коррупции» — непотизме, кронизме, протекционизме, фаворитизме, семейственности, клановости, местничестве.

Отрывок из монографии: Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р. и др. «». Монография в 2-х томах. В одном из наиболее часто используемых научно-практических коммен-тариях к УК РФ65 указывается, что корыстная заинтересованность как мотив преступления в составе, предусмотренном ст.

Иная личная заинтересованность, как мотив злоупотребления должностными полномочиями, может быть выражена в желании субъекта извлечь из своих действий выгоду неимущественного характера: угодить начальству, карьеризм, кумовство и т.

и почти по настоящее время понятийный аппарат и основная регулятивная нагрузка в вопросе обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов находились в Трудовом кодексе, а также в Федеральном законе «О противодействии коррупции» .

Трудовой кодекс распространял свое действие на работников госкорпораций, Федеральный закон N 273-ФЗ — на госслужащих, подобные нормы были включены также в: — ст.

14.1 Федерального закона «О муниципальной службе» ; — ст.

19 Федерального закона «О государственной гражданской службе» ; — ст. 71 Федерального закона

«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

. ——————————— Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред.

Источник: http://cppyurist.ru/chem-otlichaetsja-konflikt-interesov-ot-korrupcii-39612/

Конфликт интересов и коррупция различия

Конфликт интересов и коррупция различия

В правовом регулировании была некая двойственность.

Понятия личной заинтересованности и конфликта интересов существовали в двух вариантах: для государственных и муниципальных служащих и для сотрудников госкорпораций — и несколько отличались друг от друга.

Такое различие, на наш взгляд, являлось весьма существенным и создавало необоснованную неоднородность правового регулирования.

И вот наконец Федеральный закон от 05.10.2015 N 285-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов»

эту неоднородность ликвидировал, признав определения обоих понятий из Федерального закона «О противодействии коррупции» универсальными и распространив их на работников госкорпораций и компаний, заодно исключив оба понятия из ст. 349.1 Трудового кодекса РФ, оставив в ней список запретов, распространяющихся на работников госкорпораций и компаний.

Трудовой кодекс Федеральный закон «О противодействии коррупции» Под личной заинтересованностью работника государственной корпорации или государственной компании, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых обязанностей, понимается возможность получения работником государственной корпорации или государственной компании в связи с исполнением трудовых обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц Трудовой кодекс Федеральный закон «О противодействии коррупции» Под конфликтом интересов в настоящей статье понимается ситуация, при которой личная заинтересованность работника государственной корпорации или государственной компании влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника государственной корпорации или государственной компании и правами и законными интересами государственной корпорации или государственной компании, работником которой он является, способное привести к причинению вреда имуществу и (или) деловой репутации этой организации Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная)

Конфликт интересов как фактор коррупции в сфере государственной службы Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

В качестве одного из акцентов концепции реформирования системы государственной службы в России в начале 2000-х гг. было обозначено формирование на государственной службе механизмов урегулирования конфликтов интересов.

Конфликт интересов предполагает, что у служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может влиять на рассмотрение вопросов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Впервые нормативное определение понятия «конфликт интересов» в законодательстве о государственной службе как ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей, появилось в Указе Президента РФ от 12 августа 2002 г.

В свою очередь, под личной заинтересованностью законодатель понимает возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Правовое закрепление института разрешения конфликта интересов на гражданской службе направлено на повышение доверия общества к государственным институтам, обеспечение условий для добросовестного и эффективного исполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей, а также исключение возможных злоупотреблений на службе.

К ключевым причинам конфликта интересов на гражданской службе относим следующие: — нарушение основных требований к служебному поведению гражданских служащих; — невыполнение обязанностей гражданского служащего или несоблюдение прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства при их исполнении; — несоблюдение норм действующего законодательства; — нарушение ограничений и запретов, связанных с прохождением гражданской службы, в том числе установленных законом о противодействии коррупции и др. Коррупционные факторы влияют на совершение правонарушения не непосредственно, а детерминируя определенным образом поведение людей.

Институт конфликта интересов в механизме противодействия коррупции на муниципальной службе

Понимание общественной опасности коррупции приводит к осознанию необходимости принятия антикоррупционных мер.

Поэтому в России активно проводится, антикоррупционная политика, означающая разработку и создание комплекса специализированных, научно-обоснованных мер, направлены на минимизацию объективных и субъективных причин и условий, способствующих появлению коррупции в различных сферах жизнедеятельности государства и общества.

В частности, нормативная конструкция «конфликт интересов» является сравнительно новым правовым инструментом противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы.

В самом общем виде конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная прямая или косвенная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на исполнение им должностных (служебных) обязанностей (полномочий).

Такое определение «конфликта интересов» приведено в ч.

1 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 30.10. 2020) «О противодействии коррупции» (далее — Закон № 273-ФЗ).

Источник: https://De-Jure-Sochi.ru/konflikt-interesov-i-korrupcija-razlichija-45918/

Конфликт интересов – коррупция: определение и примеры противодействия

Конфликт интересов и коррупция различия

21 Июля 2017 5:00

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет конфликт интересов в коррупции. Сначала рассмотрим само понятие, данное в ФЗ-273 от 25.12.2008 года: чиновник имеет личный интерес (возможность получения взятки или иной материальной выгоды) для совершения определенных действий в пользу другого лица, нанося своими действиями вред обществу.

В целом конфликт интересов может быть и у работника коммерческой сферы, когда он своей работой наносит убыток своему работодателю. В общем, можно сделать вывод, что без наличия этого самого интереса коррупционная схема не появится.

Борьба с алчностью

Определение конфликта интересов заключается в разделении его на 2 вида. Первый – как у бывшего мэра Лужкова с женой Батуриной – он отдавал ее фирме все выгодные городские договора и подряды, а доходы, полученные таким образом, оставались в семье. И никакой коррупции, по закону все чисто.

Это личный конфликт интересов – у чиновника или работника из бизнес-структуры есть родственники, друзья, хорошие знакомые, интересы которых он и будет отстаивать в перспективе хорошего вознаграждения в ущерб интересам своей фирмы или властных структур.

Интересы бывают разные

Различия в конфликте интересов проявляются, когда чиновник или сотрудник по своей должности занимается заключением договоров, организацией тендеров, закупкой товаров или услуг. В этом случае он будет действовать в интересах даже малознакомых ему людей, но предложивших ему откат от сотрудничества именно с ними или взятку. Такой конфликт интересов называется организационным.

Как бороться

Противодействие проявлениям конфликтов интересов разнообразно, но в силу своей наивности малоэффективно. Рассмотрим их:

  • Использовать на должностях, где возможен конфликт интересов, честного и неподкупного человека. (Не смейтесь, зачастую работодатели сами пускают козлов в огород – зачем потом плакаться?)
  • Уголовное наказание тоже хороший способ, жаль с нашим менталитетом не всегда срабатывает. Мы всегда думаем, что уж нас, таких умных и красивых, точно пронесет сия чаша.
  • Сдача деклараций о доходах, расходах, приобретениях и продаже объектов недвижимости и транспорта. Только самый тупой чиновник оформит крупную покупку на себя – нет уж, у него есть старая бабушка, которую точно проверять никто не будет. Еще и скидку по налогам получит как пенсионерка.
  • Отслеживание разными комитетами и управлениями по борьбе с коррупцией, а также правоохранительными органами деятельность таких работников, заинтересованных, в первую очередь, в набивании собственного кармана. В настоящее время, пожалуй, самая эффективная мера против конфликтов интересов.
  • Донос или анонимка на чересчур резвого коллегу, зачастую с целью занять его место и самому порезвиться всласть.
  • Высокая заработная плата. Страх потерять свое место может пересилить желание взять маленькую взяточку. Но не забываем про крупные и особо крупные размеры – чем больше размер взятки, тем ярче конфликт интересов.

Примеры проявления случаев конфликта интересов достаточно разнообразны. Рассмотрим некоторые из них:

  • Выполнение непосредственных обязанностей в интересах родственников, хороших знакомых и т.д. Например, занимается чиновник оформлением субсидий. Он может сделать так, что субсидии будут получать родственники и хорошие друзья, хотя они им не положены. Или чиновник оформляет в собственность или долгосрочную аренду земельные участки – ну как в таком случае не обеспечить своих родных и насквозь любимых участками по знакомству.
  • Чиновник имеет акции определенной компании или у него лежит в определенном банке крупная сумма. Он может лоббировать интересы этих компаний или банков и получить дополнительные бонусы и другие вкусности от заинтересованных лиц.
  • Должностному лицу приносят подарочек или предлагают бесплатно некие услуги, и он становится заинтересованным отблагодарить щедрого человека тем или иным образом. Особенно, если он сможет сделать это, абсолютно не напрягаясь, на своей работе.
  • У чиновника может появиться интерес в дополнительном заработке. Я тебе справочку или разрешение, а ты мне денежку.
  • Бывает ситуации, когда чиновнику обещают некие бизнес-структуры в случае его отстранения от занимаемой должности (особенно если должность выборная) устроить его на работу в бизнес-структуру на теплое местечко. Либо устроить на работу кого-либо из его родственников.

Чиновник или работник коммерческой организации могут попасть под конфликт интересов, если занимаются на своей работе следующими видами работ:

  • Организация тендеров, конкурсов, размещение объявлений на поставку товаров или услуг для нужд муниципалитета, властных или коммерческих структур. К такому человеку могут обратиться напрямую, и он, как минимум, может помочь составить выгодное предложение, которое пройдет по конкурсу, или отстранить от участия в тендере организации, имеющие все шансы выиграть конкурсный отбор.
  • Работник по своей должности занимается распределением всяких бесплатных приятностей: выдачей субсидий, путевок, премий, распределением бюджетных средств на выполнение разного вида работ (прокладка дорог очень популярна) или оказания социальной или других видов помощи. Это просто Клондайк для возникновения нужной заинтересованности: столько халявных денег проходит мимо, что сложно не приклеить к своим рукам несколько купюр.
  • Работник государственной или коммерческой сферы заключает подряды на проведение работ в области капитального строительства, различных видов ремонтов, изготовление изделий, необходимых в производственной и хозяйственной деятельности юридического лица, организует покупку товаров, заключает договора аренды принадлежащих организации или муниципалитету зданий, техники или оборудования.
  • Чиновник или должностное лицо коммерческой организации проводит расследование аварий или несчастных случаев, ситуаций, связанных с повреждением чужого имущества, выдает различные справки, разрешения или лицензии на производство работ или оказание услуг. Тут тоже имеется большой простор для поборов и взяток.
  • Чиновник, работающий в судебной сфере, также имеет возможности влиять на ход судебного процесса, что также предоставляет ему возможности для манипулирования интересами сторон судебного производства.

Как мы можем заметить, возможностей для возникновения конфликта интересов как в сфере государственных структур, так и коммерческих, не просто много, а очень много. И при известной ловкости нечистоплотного работника он с легкостью может манипулировать своими обязанностями с получением личной выгоды.

В советские времена эти возможности были достаточно ограниченными, но и тогда находились дельцы, проворачивающие свои делишки в ущерб интересам своего предприятия или органов государственной власти.

На этом с вами прощаюсь. Подписывайтесь на новые статьи нашего сайта и давайте ссылку на них своим друзьям и родственникам в социальных сетях.

Источник: https://www.rline.tv/svobodnyj-korrespondent/konflikt-interesov/

Скрытая аффилированность

Конфликт интересов и коррупция различия

Комиссией по координации работы по противодействию коррупции органам местного самоуправления указано на необходимость принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении фактов, содержащих признаки возникновения конфликта интересов, уделив первоочередное внимание выявлению скрытой аффилированности.

Аффилированное лицо

— физическое или юридическое лицо, способное оказывать влияние на деятельность (участвовать в деятельности) юридических и/или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Участие (аффилированность) может быть выражено в учреждении таким лицом коммерческой организации, то есть организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки антикоррупционным запретам, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме. Максимальное наказание по этой статье предусматривает лишение свободы на срок до 2-х лет.

К мероприятиям по выявлению указанного конфликта интересов можно отнести:

1. Анализ сведений на наличие аффилированности – взаимодействия органа, в котором муниципальный служащий замещает должность, с организациями:

– в которых служащий работал до поступления на муниципальную службу,

– в которых служащий осуществлял иную оплачиваемую деятельность,

– где работают родители, братья, сестры, дети, супруги (в том числе бывшие) служащего.

2. Определение, участвовал ли служащий в осуществлении функций управления (административно-властных полномочий) в отношении аффилированных организаций.

3. При установлении аффилированности проверка наличия соответствующего уведомления служащего о возможном возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и правового акта о мерах по урегулированию ситуации.

Антикоррупционное законодательство предусматривает принятие следующих мер по противодействию аффилированности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления:

1. Самим служащим. Служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

2. Представителем нанимателя. Если представителю нанимателя стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, то он обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

3. Комиссией по урегулированию конфликта интересов. Для соблюдения антикоррупционных требований в органах местного самоуправления образуются коллегиальные органы – комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Комплекс мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов у служащего может состоять:

– в изменении должностного или служебного положения служащего, являющегося стороной конфликта интересов;- в отстранении служащего от исполнения должностных обязанностей.

Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего со службы.

Основание для такого увольнения – утрата доверия.

По тому же основанию может быть уволен и представитель нанимателя (руководитель, начальник), которому стало известно о возникновении у работника конфликта интересов и который не принял мер к предотвращению или урегулированию этого конфликта.

Статьей 289 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное участие должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления в предпринимательской деятельности.

Другой ситуацией возникновения конфликта интересов на муниципальной службе является соподчиненность лиц, находящихся в близких родственных отношениях или свойстве (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), связанных имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на муниципальной службе и порядка их урегулирования представлен в подразделе «Методические рекомендации» раздела «Против коррупции» официального сайта администрации города Пензы.

При этом напоминаем, что требование по предотвращению и урегулированию конфликта интересов распространяется на организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе на муниципальные учреждения и предприятия (ст.13.3. Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

На основании изложенного,

1. Представленная информация доведена до сведения муниципальных служащих органов местного самоуправления и руководителей муниципальных организаций.

2. Приняты предложенные меры по пресечению, предупреждению и выявлению возможных фактов конфликта интересов муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.

Особое внимание уделено выявлению возможных фактов аффилированности и соподчиненности лиц (муниципальных служащих, работников муниципальных организаций, в чьи обязанности входит соблюдение антикоррупционных требований), находящихся в близких родственных отношениях или свойстве.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b34a034b6502700a9e448f4/5b3b22c759a87e00a95d43c5

Конфликт интересов как объект антикоррупционного контроля Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

Последние громкие дела по преступлениям коррупционной направленности показывают, что в вопросе антикоррупционной борьбы иммунитета нет ни у кого. При ином бы раскладе губернаторов и других высокопоставленных лиц не привлекали бы к ответственности, а вопросы по их проступкам решались бы кулуарно, не выставляя на всеобщее обозрение.

Во всех трех способах противодействия коррупции (европейском, азиатском и евразийском) легко просматриваются гармония или противостояние государственного официально-правового и общественного неофициально-морального подходов, определяющих успех или неудачу.

Успешные результаты демонстрируют те страны, где поддерживается одновременный процесс преобразования двух ее опор: превращение общественного мнения из союзника коррупции в ее противника и трансформирование государства в открытую общественную систему, лишенную коррупционной составляющей [1]. Борьба с коррупцией

Конфликт интересов на государственной гражданской службе. — презентация

Иногда существует конфликт интересов в отсутствие коррупции и наоборот.

Например, государственный служащий, занятый в процессе принятия решения, в котором у него есть личная заинтересованность, может действовать справедливо и в рамках закона, и соответственно никакой коррупции нет.

Это причина, по которой следует рассмотреть вопрос о предупреждении конфликтов интересов в качестве составляющей более широкой политики по предупреждению и борьбе с коррупцией. Согласованные, системные усилия по противодействию коррупции укладываются в рамки 3-х стратегий: осознания, предупреждения, пресечения.

Признаки конфликта интересов: в каких случаях возникает, понятие и определение

Конфликт интересов и коррупция различия

Среднестатистический человек большую часть времени проводит на работе. Выполняя различные обязанности, решая множество задач, любой сотрудник может столкнуться с ситуацией конфликта интересов. Такие моменты возникают не только в малом бизнесе, но и на государственной службе.

Чаще всего такие недоразумения происходят тогда, когда в конфликтную ситуацию вмешивается человек, способный получить личную выгоду. Здесь большую роль играет умение урегулировать стороны с наименьшими финансовыми и моральными потерями.

Так что означает понятие «конфликт интересов», и как решать данную проблему?

Конфликт интересов

Что это за ситуация

Конфликт интересов – это возникшая ситуация, в которой работник имеет личную заинтересованность, и он начинает любыми способами пытаться получить свою выгоду, независимо от того, что результат может привести к финансовым или любым другим потерям на фирме. В трудовом праве Российской Федерации нет определения понятию «конфликт интересов». Эта правовая неопределенность часто становится причиной невозможности решения данной проблемы на предприятии.

Понятие и определение в психологии

В психологии это понятие имеет 2 разновидности:

К сведению. Организационный конфликт возникает в том случае, когда предприятие, оказывающее услуги Заказчику, не может объективно выполнить работу, прописанную в Договоре оказания услуг, в силу, например, конкурентных преимуществ.

Под определением личного конфликта может пониматься ситуация, когда личные интересы работника противоречат трудовому законодательству Российской Федерации, например, при получении финансовой выгоды. Чаще всего нарушается закон «О коррупции». Тут не действуют педагогические законы по решению и урегулированию данного процесса, в отличие от предыдущего вида.

Личная выгода

Разногласия при конфликте интересов

Разногласия при конфликте интересов, как правило, возникают. Хотя это зависит от нескольких факторов:

  • типа личности участника конфликта интересов;
  • цивилизованности и компетентности участников ситуации;
  • взаимоотношений между сотрудниками.

Личная заинтересованность

Личная заинтересованность часто присутствует в разногласиях. Под личной заинтересованностью предполагается получение финансовой выгоды.

Чаще всего такая ситуация возникает между родственниками, работающими на одном предприятии. В антикоррупционном законе должны быть прописаны такая ситуация и способы ее решения.

Также это понятие упоминается в 19 статье Федерального закона «О гражданской и государственной службе».

Личная заинтересованность

Основные причины

Межличностный конфликт — что это в психологии

Разногласия могут возникать по различным причинам. Их настолько много, что перечислить все не представляется возможным. Среди них можно выделить самые потенциальные:

  • Наряду с полученным заказом, возникает возможность выполнить дополнительную работу или оказать услуги, за которые взимается дополнительная плата;
  • Личный интерес может возникать при владении активами предприятия, ценными бумагами и т.д.;
  • Ситуация может возникнуть во время получения подарков за оказанные услуги или финансовых «благодарностей»;
  • Часто ситуация возникает во время судебных тяжб, при разделе имущества и т.д.;
  • Оказание услуг бывшими сотрудниками государственных или иных структур;
  • Превышение должностных полномочий;
  • Оказание услуг по проведению различных работ людям, состоящим в родственных связях с государственными служащими, без заключения договора, вне очереди, с заниженной себестоимостью товаров и др.;
  • Невыполнение должностной инструкции или нарушение должностных обязанностей во время выполнения предмета Договора;
  • Несоблюдение закона государственным служащим, нарушение прав отдельно взятых граждан;
  • Проведение публичных тендеров с фирмами, директорами которых являются близкие родственники государственных служащих. Такие тендера проводятся с целью «отмывания» денег и открытия новых финансовых потоков, которые могут не облагаться налогами;
  • Несанкционированная помощь в решении какого-либо вопроса, за которую взимается плата.

Основные причины разногласий

Формы, которые принимает конфликт интересов

Внутриличностный конфликт в психологии — типы, причины и последствия

Личная заинтересованность не всегда приводит к конфликту интересов. Более того, не всегда конфликт интересов является неправомерным и карается законом. Именно поэтому не существует отдельно взятого закона, который бы оценивал непосредственно преступность конфликта интересов.

Личный интерес является первой ступенью на пути к совершению преступления или неправомерного действия.

Он также может привести к административному нарушению, за которое можно получить штраф в виде нескольких необлагаемых минимумов с дохода служащего либо условное ограничение свободы, особенно, если такая ситуация случилась впервые у человека с отличными рекомендациями, работающего на госслужбе.

Интересно. Предотвращение конфликта интересов или умение разрешить такие споры приводит к сохранению свободы, финансов, репутации отдельно взятых служащих и предприятия в целом.

Как предотвратить и разрешить конфликт

Примеры конфликтных ситуаций их описание и решение

Существуют способы предотвращения и разрешения конфликта интересов. Их довольно много, все они подкреплены законами Российской Федерации.

Человек, который знает о конфликте интересов, но не имеет возможности урегулировать данную ситуацию, вместе с тем не сообщает о нем высшему руководству, тоже несет ответственность, иногда даже не только административную.

Не существует таких ситуаций, способных регулироваться самостоятельно.

В первую очередь, следует понимать, что, несмотря на четкий механизм действий в процессе регулирования конфликтов, поведение участников данной ситуации не всегда предсказуемо. Поэтому часто возникают внештатные ситуации, в которых рекомендуется разбираться профессионалам, как на юридическом, так и на политическом поприще:

  • Самой первой мерой по предотвращению конфликта является полная прозрачность сделки. Должно быть ясно, где происходила закупка товаров, какова их себестоимость, какие ресурсы были потрачены на выполнение тех или иных работ, с какими фирмами проводилось сотрудничество, и нет ли среди них налоговых «ям» и т.д.
  • Должен проводиться постоянный анализ организации. Его может делать специально нанятый сотрудник, а может им заниматься непосредственно руководитель предприятия.
  • Рекомендуется контролировать процесс принятия на работу наемных служащих, чтобы среди них не было людей, состоящих в близких родственных отношениях.
  • Ввести в нормативные документы предприятия запрет на получение подарков, финансовой помощи и других различных благ.
  • На предприятии обязательно должен быть составлен Кодекс этики, с которым следует ознакомить всех сотрудников.
  • Если при заключении договора или возникновении спорной ситуации присутствуют лица, относящиеся предвзято к происходящему, их необходимо отстранить на время решения конфликта.
  • Госслужащий не должен содержать все активы предприятия.

Методы борьбы

Конфликт интересов на государственной службе

Признак реального конфликта интересов проявляется в ситуации, когда человек работает в отделе кадров государственного предприятия и оформляет на службу своих родственников или родственников кого-либо, работающего на данном предприятии, с целью получения финансовой выгоды.

Другие примеры:

  • Государственный служащий является посредником в оказании услуг или выполнении работ между фирмами, в которых работают его близкие родственники. При этом в отношении фирмы, которая продает данные услуги, используются отдельно взятые функции государственного управления.
  • Госслужащий оказывает платные услуги государственной организации, в которой он несет службу.
  • Государственный служащий участвует в тендере на закупку товаров в фирме, директором которой является близкий его родственник.
  • Государственный служащий участвует с использованием функций государственного управления в выполнении работ для банковских структур, в которых у него есть сбережения.

В жизни никто не застрахован от участия, прямого или косвенного, в конфликте интересов. Самыми важными моментами остаются объективная оценка своих действий и знание законодательства Российской Федерации.

Источник: https://srazu.pro/lichnost/konflikt-interesov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.