+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Психолог и ученик беседа интервью о школе

Интервью школьного психолога 50 Вопросы 2019 | FAQS

Психолог и ученик беседа интервью о школе

Вопросы для школьного психолога – Школьные психологи использовать их продвинутую подготовку в области человеческого развития, поведения и психического здоровья, чтобы помочь ученикам преуспеть в школьной среде.

Эти специалисты работают над улучшением жизни своих студентов в ряде областей, включая помощь в успеваемости, повышение социальной активности, работу по решению поведенческих проблем и поддержанию эмоционального здоровья.

Школьные психологи помогают студентам на всех уровнях, от начальной школы до колледжа. Вместе со школьными консультантами они выступают защитниками благополучия учащихся и ценными ресурсами для их образовательного и личностного развития. Как школьный психологвы прежде всего выслушаете заботы студентов.

Школьный психолог Интервью Вопросы

  1. Почему вы хотите быть школьным психологом?

  2. Как вы попали в школьную психологию?

  3. Объясните роль школьного психолога и их обязанности?

  4. Во всех местах, где школьный психолог может работать отдельно от школы?

  5. Объясните, что такое программа NASP?

  6. Объясните, в чем разница между «Детским психологом» и «Школьным психологом»?

  7. Каковы общие проблемы, которые мешают качественному образованию в секторе специального образования?

  8. Объясните, что такое расстройство слуховой обработки? Какие симптомы?

  9. Укажите, что такое лечение APD?

  10. Объясните, что требуется школьному консультанту, чтобы стать школьным психологом?

  11. Перечислите основные навыки, которыми пользуются школьные психологи?

  12. Объясните, как школьный психолог может поддержать учителей?

  13. Объясните, как школьный психолог может помочь ученику преодолеть свои проблемы с обучением из-за социальной нестабильности?

  14. Какие шаги предпринимают школьные психологи, чтобы ученики не впали в депрессию?

  15. Объясните, что такое РТИ?

  16. Объясните, что можно сделать, чтобы оптимизировать использование услуг школьного психолога?

  17. Как бы вы справились с рабочей нагрузкой запросов на консультирование, обучения без отрыва от работы, написания отчетов, а также сбора и написания данных вашей диссертации?

  18. Кратко объясните, какие шаги вы бы предприняли при проведении функциональной оценки для ребенка, которого направили на проблемы с поведением?

  19. Какие факторы вы бы учитывали при обращении за возможной умственной отсталостью, когда студент двуязычный?

  20. Приведите пример времени, когда вы смогли продемонстрировать отличные навыки слушания. Каковы были ситуация и результат?

  21. Опишите опыт, в котором вы определили образовательные потребности своих учеников и успешно разработали способ их обучения / обучения.

  22. Поделитесь своим опытом общения с трудным человеком и о том, как вы справились с ситуацией.

  23. Расскажите, как вы организуете, планируете и расставляете приоритеты в своей работе.

  24. Расскажите мне об опыте, в котором вы анализировали информацию и оценивали результаты, чтобы выбрать лучшее решение проблемы.

  25. По вашему опыту, что является ключом к тому, чтобы ваша компания соответствовала всем законам, правилам и стандартам, применимым к вашей сфере ответственности?

  26. Приведите пример, когда вы смогли предотвратить проблему, потому что предвидели реакцию другого человека.

  27. Какой, по вашему мнению, лучший способ контролировать эффективность вашей работы и / или работы других? Поделитесь временем, когда вам пришлось предпринять корректирующие действия.

  28. Назовите время, когда вы определили сильные и слабые стороны альтернативных решений проблем. Какое было влияние?

  29. Что тебе нравится в школьной психологии?

  30. Что вам не нравится в школьной психологии?

  31. Какие сильные / слабые стороны у вас есть?

  32. С какими типами оценок вы знакомы?

  33. Сколько отчетов вы написали?

  34. Сколько тематических исследований вы работали?

  35. Какую оценку вы бы использовали для ______ проблемы?

  36. Как бы вы справились с тем, что учитель подходит к вам и говорит, что у нее в классе играет ученица?

  37. Как бы вы справились с ситуацией, когда два родителя разводятся, а их ребенок испытывает негативное поведение в классе?

  38. Какими качествами обладает хороший консультант?

  39. • Как бы вы справились с ситуацией, в которой вы не согласны с вашим руководителем / членами команды по поводу диагноза, который должен иметь ребенок

  40. Что такое план 504?

  41. Чем он отличается от IEP?

  42. Как часто вы переоцениваете студента по IEP?

  43. Кто является членами команды IEP?

  44. Что такое IDEA, ADA, NCLB и т. Д. И как они влияют на специальное образование?

  45. По каким критериям студент имеет право на инвалидность по программе IDEA?

  46. Что такое задержка развития? (Укажите любую категорию)

  47. Как бы вы справились с тем, что учитель подходит к вам и говорит, что ее ученица разыгрываетв классе? Как бы вы справились с ситуацией, когда два родителя разводятся иих ребенок испытывает негативное поведение в классе?

  48. Какими качествами обладает хороший консультант?

  49. Как бы вы справились с ситуацией, в которой вы не согласны с вашим руководителем / командой?Члены над диагнозом ребенок должен иметь?

  50. Приведите мне пример, когда вы мыслили нестандартно. Как это помогло вашему работодателю?

Должностные обязанности школьного психолога

  1. Принятие решений и отчетность на основе данных
  2. Консультации и сотрудничество
  3. Вмешательства и учебная поддержка для развития академических навыков
  4. Вмешательства и службы охраны психического здоровья для развития социальных и жизненных навыков
  5. Общешкольные практики для продвижения обучения
  6. Профилактические и отзывчивые услуги
  7. Семейно-школьные службы сотрудничества
  8. Разнообразие в развитии и обучении
  9. Исследования и оценка программ
  10. Юридическая, этическая и профессиональная практика
  11. Оценка и консультирование школьных дисциплинарных практик для проблемных студентов
  12. Участвуйте в специальном образовании, проводя психологические тесты
  13. Разработать новые вмешательства для преподавательского состава.
  14. Встречаться с родителями.
  15. Облегчает семинары и тренинги для родителей и учителей.
  16. Облегчает встречи с посредниками.
  17. Предлагает услуги скорби или экстренного консультирования.
  18. Научите просоциальное поведение ученикам в школьной среде.
  19. Проводить психологические оценки.

Школьный психолог Профессиональные требования

Во-первых, учащиеся, заинтересованные в том, чтобы стать школьным психологом, должны убедиться, что они получили степень бакалавра в области психологии, образования или других социальных наук.

Как правило, в первые два года обучения вы посещаете общеобразовательные курсы, такие как английский язык, речь, математика, общественные науки, история, биология и физика.

Некоторые программы бакалавриата также требуют, чтобы студенты изучали иностранные языки.

Большинство штатов требуют, чтобы школьные психологи имели степень магистра. Вы должны начать искать аккредитованные программы магистратуры, которые предлагают концентрации в школьной психологии.

CSN Team.

Доставка отTMLT

Присоединяйтесь к читателям 500,000 + онлайн сейчас!

ЧАТ С НАШИМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМ ПРЯМО СЕЙЧАС

ОБЪЯВЛЕНИЯ: ДИАБЕТ БРОСАЕТСЯ ТОЛЬКО ЗА 60 ДНЕЙ! – ЗАКАЖИ ЗДЕСЬ

АВТОРСКИЕ ПРАВА ВНИМАНИЕ! Содержимое данного веб-сайта не может быть переиздано, воспроизведено, распространено либо полностью, либо частично без должного разрешения или подтверждения. Все содержимое защищено DMCA. этого сайта публикуется с добрыми намерениями. Если вы являетесь владельцем этого контента и считаете, что ваши авторские права были нарушены или нарушены, обязательно свяжитесь с нами по адресу [[Электронная почта защищена]] подать жалобу и действия будут предприняты немедленно.

Источник: https://www.currentschoolnews.com/ru/%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8C%D1%8E/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8C%D1%8E-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0-50/

Школьный психолог – школьный враг? Может ли он действительно чем-то помочь | Социум | Наша Психология

Психолог и ученик беседа интервью о школе

Его боятся и ему не доверяют. К нему отказываются идти. Кто же этот роковой персонаж? Всего лишь школьный психолог!

Чем он занимается-то?

«…Вбегает ко мне учительница второго класса, и в голосе у нее истерика: “Пойдите, сделайте с ним что-нибудь!” Ну, это у нас всегда так. Урока не проходит, чтобы кто-то не забежал.

Вхожу в класс, а Максим под партой сидит, рисует там своих роботов, которых полк одинаковых. “Здоровые так себя не ведут!” – не тихо говорит учительница. Я глазами ей делаю “тсс!”, а вслух говорю: “Не будем делать поспешных выводов”.

Беру Макса поговорить, порисовать. И понимаю, что нужно разговаривать с родителями».

Школьный психолог – фигура, окруженная мифами и тайнами. Никто до конца не знает, чем он занимается: ни учителя, ни родители, ни дети, ни даже директор. Поэтому одним это дает повод думать, что это такой бездельник, который «вообще ничего не делает, только бумажки пишет», а другим – демонизировать его образ, придавая ему всемогущество влияния на судьбу ребенка.

На самом деле все не так уж сложно. Работы у психолога много. Он работает со всеми «участниками педагогического процесса»: учениками, учителями, администрацией и родителями.

Основные направления таковы:

  • Диагностическое: ребенка, классов, отдельных групп, учителей, родителей. Может быть плановое, а может по запросу родителей или учителей или если психологу «что-то не понравилось». Если планируется комплекс из нескольких тестов, то хорошим тоном будет предупреждение родителей и взятие с них дополнительного согласия.
  • Развивающее и коррекционное. Например, это могут быть уроки психологии, тренинги по сплочению в конфликтном классе, индивидуальные занятия с ребенком (проводятся строго с согласия родителей!).
  • Консультативная работа. Самые разные консультации для всех: учеников, родителей, учителей, администрации; групповые и индивидуальные. Как правило, на это выделены особые часы, поэтому «прорваться» к психологу в любой момент не получится. Только если ситуация действительно экстренная.
  • Просветительская работа. Психолог оформляет стенды, может вести свою страничку на сайте школы, проводить занятия для родителей и учителей, выступать на собраниях.
  • Психопрофилактическое. Психологи много наблюдают на переменах, уроках, мероприятиях. Опытный глаз может заметить перемены в ученике – подавленность у весельчака; агрессию у миролюбивого, замкнутость у общительного. Можно отследить и направить в мирное русло зарождающийся конфликт между одноклассниками или учеником и учителем.
  • Методическое. Боль души психолога. Обилие обязательных к заполнению бумажек документов делает затруднительной более эффективную работу по основным направлениям.

Родители: не хотят и боятся

Не так уж редко среди родителей обсуждается тема «А что он может?». От обесценивающего полюса «да ничего не может» до всемогущего «очень многое». Казалось бы, услуги школьного психолога для родителей бесплатны, так пользуйся! Задай свои вопросы, получи ответы.

Сходи, в конце концов, познакомься и составь свое мнение не о психологах «вообще», а о конкретном человеке на конкретном месте. Но почему-то до сих пор бесплатное считается синонимом низкокачественного.

А это вовсе не так! Множество моих коллег не просто компетентны, а большие умницы, непрерывно совершенствующие свою подготовку и любящие свое дело.

Родители, по моему опыту, делятся на три основные категории:

  • 1. Партнеры. Они не боятся психолога, разговаривают с ним на равных из позиции совместной помощи ребенку. Часто они сами обращаются к специалисту. Запрос может быть и проблемный, и просто информационный («расскажите, как вы его видите»), и развивающий («как действовать, чтобы проявить способности; научить отвечать у доски; лучше находить общий язык с одноклассниками»). Работать с такими родителями – одно удовольствие, и прогресс у ребенка отмечается всегда и достаточно быстро. Иногда они приходят по приглашению психолога, но также хорошо идут на контакт.
  • 2. Слушатели. Эти родители никогда не приходят сами. Иногда не хотят «выносить сор из избы»; некоторые слишком заняты или беспечны, чтобы обратить внимание на проблему; другие считают, что пока их не вызвали, все в порядке. Их контакт с психологом формальный, они слушают, могут даже записать рекомендации. Но, как показывает развитие ситуации, скорее всего их не применяют. Именно такие слушатели утверждают, что они «ходили к психологу, но он не смог помочь».
  • 3. Бегуны. Сколько ни приглашай, они не приходят. Иногда раз за разом записываясь и не появляясь, иногда просто игнорируя. В случае серьезной ситуации с ними можно познакомиться только на педсовете. Своим коллегам я настоятельно рекомендую хранить свидетельства того, что эти родители были неоднократно приглашены на консультацию, которая могла бы помочь.

Мама, папа – к доске!

Когда в начале учебного года я рассказываю родителям о своей работе, то подчеркиваю, что мой «вызов» вовсе не означает «все плохо».

Когда психолог может пригласить на консультацию?

  • У ребенка в негативную сторону изменилось поведение или эмоциональное состояние. Задача – выяснить причину и своевременно помочь. У детей бывают и стрессовые ситуации, с которыми им сложно справиться, и неврозы, и страхи, и навязчивости, и депрессии. Ранняя диагностика и своевременная помощь очень важны, чтобы ситуация не ухудшилась.
  • Ребенок демонстрирует черты в поведении, которые затрудняют его нахождение в коллективе: агрессию физическую или словесную, застенчивость, лживость, воровство, низкий самоконтроль. Иногда, когда родителям рассказывают о том, что происходит, они «не верят» (кто искренне, кто фальшиво). Но названная проблема становится актуальной задачей. Разговор с родителями позволяет понять, что именно происходит и дает возможность действовать вместе.
  • Сообщить результаты диагностики. Это может быть и то, над чем стоит «поработать», и то, что является способностью ребенка, которую стоит развивать. Часто психолог может предложить помощь в виде цикла занятий с ребенком. Это могут быть занятия на развитие мышления, памяти, внимания, воображения (всего того, что помогает учиться), на развитие способностей к общению, на преодоление нежелательных проявлений (контроль агрессии), а также занятия с талантливыми детьми.
  • Если у ребенка период адаптации. Психолог может рассказать, как влиться именно в этот коллектив, и, узнав про особенности ребенка, может помочь ему «на месте».

Кто платит, тот и заказывает?

Интересный момент, связанный с психологами образования, касается того, кто является заказчиком их услуг. Заказчик – тот, кто платит деньги, и это не родители. Заказчик – тот, кто ставит задачи. И с этим связан популярный родительский страх, что психолог станет «засланным казачком», который соберет досье на ребенка.

Подло войдет к нему в доверие, и бедный малыш расскажет про свой семейный уклад. Про то, что папа вчера выпил («и будут считать нас алкоголиками!»), про то, что мама нас за бардак ругает, иногда так кричит («будут считать, что мы монстры, и пришлют комиссию»). Причем так думают как раз добросовестные родители с обычными житейскими ситуациями.

Бояться не стоит – психолог вовсе не дурак.

«Досье» на каждого вряд ли возможно составить по причине чрезвычайной загруженности психолога. В обычной школе не менее 700 детей, а чаще – около 1000. И это если не добавили пару детских садов.

При такой загруженности все, что будет в индивидуальной папке каждого ребенка, – пара анкет на тему «с каким настроением ты ходишь в школу», несколько рисунков из проективных тестов (например, «несуществующее животное») и какие-то простые групповые диагностики на внимание, мышление или память. Толстая папочка может быть только у ребенка, который чем-то привлек внимание психолога. В этом случае там будут результаты наблюдений, индивидуальной диагностики, занятий. Но в этом случае мама и папа будут в курсе – психолог обязан получить разрешение на более серьезные виды работ и рассказать родителям об их результатах.

По большому счету, администрация обычно ждет от психолога того, что в коллективе детей и учителей будет меньше проблем, а если они возникнут, то он их поможет разрешить.

Возможно, где-то администрация пыталась проявить какое-то коварство, задействовав психолога, но такие случаи редки. Да и специалист, который блюдет этику профессии, может отказать даже тому, кто платит зарплату.

На то он и психолог, чтобы объяснить.

Этика – не пустой звук

Самые главные этические принципы в работе любого психолога – «не навреди» и «не разгласи».

Поэтому родители вполне могут рассчитывать на то, что их ребенку как максимум помогут, а как минимум не навредят, а также не будут рассказывать то, что не стоит рассказывать.

И вот тут как раз и возникает вопрос о том, какую информацию психолог может передать дальше (учителям, администрации), а какую – нет. То, что часть информации будет передана, сомневаться не приходится.

Причин тому несколько. Когда вокруг ребенка складывается определенная ситуация, работает идея трехсторонней связи «ребенок-родитель-педагог». Часто администрация становится еще одной стороной.

Но чтобы эта система работала и адекватная поддержка пришла со всех сторон, бывает нужно передать часть информации, например, от психолога учителю (результаты наблюдения или диагностики), от родителя учителю (о сложной жизненной ситуации, об особенностях подхода к воспитанию), от учителя к родителю, если у них есть сложности коммуникации.

Например, ученик стал замкнутым, хуже учится. Учителя не понимают, ученики реагируют по-разному, и неосторожное слово только ухудшает ситуацию. Психолог может поговорить с ребенком.

И выяснится, что тот недавно пережил нападение одноклассников, о котором постыдился сообщить. Далее будет правильным сообщить родителям о такой ситуации, и проработать вместе с ними тему, что делать дальше.

Сообщить нужно также классному руководителю класса и омбудсмену школы.

На всех этих этапах информация становится необходимым инструментом. И даже если родители потребуют не говорить ни учителям, ни омбудсмену, это будет невыполнимое требование.

Можно, конечно, не называть имя пострадавшего, но опытные педагоги, как правило, способны сложить 2+2.

И тут психолог подобен канатоходцу – ему нужно ухитриться сохранить доверие ребенка, контакт с родителями, но и действовать во благо остальных детей, чтобы пресечь школьный буллинг.

Иногда учителям полезно бывает сообщить информацию об особенностях ребенка, чтобы сохранить его мотивацию и предупредить неправильные выводы.

К примеру, подростка с шизоидными чертами (замкнутого, трудно говорящего публично, не присоединяющегося к общим мероприятиям) часто принимают за лентяя.

Вовремя и корректно поданная информация может помочь выстроить адекватный образ и подход – например, обходиться без вызовов к доске и без настояний участвовать в школьном КВН.

Но настоящий профессиональный психолог никогда не позволит себе «дружеский треп» с учителями или администрацией на тему личности ребенка или его семейной ситуации. Как правило, если какая-то информация была дана, специалист сможет полностью аргументировать, зачем это было сделано. Хотя тут, конечно, очень и очень тонкий канат, порой над пропастью.

Пора встретиться

В начале каждого учебного года в каждом классе собираются подписи на специальном бланке «Готовы ли вы, чтобы с ребенком велась психологическая работа?».

Если родитель поставил «нет», то психолог не имеет права вступать с ребенком в непосредственный контакт (давать диагностику, привлекать к психологическим играм, беседовать).

Но если речь идет о ребенке с проблемным поведением, наблюдать за ним психолог будет, так как обязан способствовать гармонизации психологического климата класса и школы. В этом случае он также может вызвать родителей, а также давать рекомендации учителям и администрации.

Если психолог приглашает вас к себе, сходить стоит непременно. Скорее всего, вы узнаете что-то важное и (иногда) требующее быстрых действий. Лучше быть в курсе, что происходит, чем в позиции «я в домике».

Психолог много что может предложить – дополнительную диагностику, занятия, посредничество с учителями или администрацией.

В конце концов, если вы совсем не согласитесь с его оценкой ситуации или особенностей ребенка, всегда можно обратиться к специалисту в психологическом центре.

Стоит сходить, если…

  • Вам хотелось бы узнать, как психолог «видит» ребенка или ситуацию в классе.
  • Нужно заручиться поддержкой или выработать план действий в сложной ситуации.
  • Ребенок пережил сильный стресс.
  • Вам непросто взаимодействовать с ребенком и вы ищете пути для этого.
  • Вы не находите нужного языка с учителем. В этом случае психолог может вам подсказать, как лучше общаться с конкретным человеком, или же предложить посредничество. Иногда срабатывает вариант трехсторонней встречи, где психолог помогает родителю и учителю услышать и правильно понять друг друга.
  • Вам кажется, что с ребенком «что-то не так». Чаще всего родители уходят успокоенные, но иногда это помогает своевременно увидеть проблему и помочь.

P. S

Психологи образования – люди смелые. Не каждый отважится быть – потенциально – между молотом (родителями) и наковальней (учителями и администрацией). Иногда приходится идти против школы, защищая интересы ребенка.

Иногда – пробиваться к родителям, чтобы они обратили внимание на проблему и начали ее решать. Рисков много, и не каждый отважится на них пойти. В этом смысле кабинет частной практики гораздо спокойнее.

Кем для вас станет школьный психолог – помощником, посредником, экспертом или ничего не значащим человеком, покажет только опыт общения.

детский и семейный психолог, социолог, автор книг для родителей

Источник: https://www.psyh.ru/shkolnyj-psiholog-shkolnyj-vrag/

7 проблем современного подростка — беседа с психологом

Психолог и ученик беседа интервью о школе

Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство.

О наиболее типичных проблемах современных подростков и причинах их конфликтов с родителями перед началом учебного года Правмиру рассказал психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при Московском городском психолого-педагогическом университете Петр Дмитриевский.

Проблемы современных детей

Петр Дмитриевский родился в 1975 году в Ленинграде. В 1999 окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского в федерации каратэ.

С 1999 года на общественных началах руководит подростковым приходским клубом при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва).

В 2009 получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на факультете гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при МГППУ.

Петр Дмитриевский

— Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр?

— Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен.

Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.

Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером.

Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх — иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители.

В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей.

Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.

Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками.

Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение.

Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.

У нас есть специальные группы, где в течение двух месяцев при модераторстве двух психологов ребята через череду игр и упражнений учатся выстраивать отношения со сверстниками. На первых занятиях многие зажаты, боятся, что если они поделятся своими переживаниями, другие их отвергнут. Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками.

Участие в группе дает подростку отличную возможность научиться выстраивать доверительные отношения, замечать манипуляции и обходиться с ними, избавляться от стереотипов в отношении себя и других, договариваться в ситуации конфликта.

Особенности возрастной психологии

— А не связана ли зажатость подростка, его нелюдимость с одиночеством, которое он чувствует в семье? Ведь при нынешнем ритме жизни такое внутреннее одиночество нередко и во внешне благополучных, обеспеченных семьях. Родители отдают ребенка в хорошую школу, в секции, кружки, ни в чем ему не отказывают, но так устают на работе, что даже в выходные не находят сил пообщаться с ним, не интересуются его внутренним миром.

— Бывает и такое, причем я не думаю, что это примета именно нашего времени. Близкие отношения – и между супругами и между родителями и детьми — всегда требовали душевных усилий, а людям инстинктивно свойственно избегать напряжения. И чем больших усилий требует общение с другим, тем чаще у людей возникает желание уклониться от этого общения.

С подростком просто не бывает – у него возрастной кризис, период перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с собой, с родителями, и по-человечески можно понять родителей, которые, сталкиваясь с изменением своего ребенка, его грубостью, непредсказуемым поведением, чувствуют бессилие и отступают. А загруженность работой вроде бы уважительная причина – для него же и стараются.

На самом деле бегство от проблем зачастую лишь усугубляет их. Родителям важно находить силы для диалога, учитывая такую особенность возраста, как желание приобрести больше самостоятельности.

Желание естественное – в 12-13-14 лет большинству становится интереснее общаться со сверстниками, чем с родителями.

Но признавая право подростка на автономию, поиск собственного пути, своей философии, своего круга знакомств, важно помнить, что он, хоть сам этого может не осознавать, нуждается в поддержке родителей и в столкновении с границами, выстроенными родителями.

Без таких границ взросление невозможно, поэтому воспитание подростка нельзя свести к поддержке и нежным словам – не менее важно договориться с ним, что можно, а что нельзя, у кого в семье какие обязанности.

Объяснить, что совместное проживание на одной территории предполагает ответственность и необходимость достижения договоренностей.

Тут родителям важно не перепутать устойчивость и внятность с унижением и жестокостью.

Источник: https://www.pravmir.ru/kak-ponyat-podrostka/

Примерные вопросы для беседы с учеником

Психолог и ученик беседа интервью о школе

  1. Интересно ли тебе учиться? Какие предметы тебе нравятся больше всего?

  2. Стремишься ли ты выяснить непонятное у учителя, одноклассников?

  3. Любишь ли ты читать? Что?

  4. Что тебя больше всего интересует в газетах, журналах?

  5. Какое общественное поручение ты выполняешь? Чем оно тебя привлекает?

  6. Какая профессия тебе больше всего нравится? Хотел бы ты ею овладеть, смог бы?

  7. Как ты проводишь свободное время?

  8. Есть ли у тебя друзья? Что больше всего ты в них ценишь?

  9. Можешь ли ты учиться лучше? Что тебе мешает?

  10. Как ты делаешь домашние задания? Соблюдаешь ли ты определенную последовательность? Сколько времени ты тратишь на их выполнение? Как поступаешь, если что-то у тебя не получается?

  11. Быстро ли ты воспринимаешь и запоминаешь учебный материал? Стремишься ли ты к дословному запоминанию или выделяешь главные мысли? Удается ли тебе кратко пересказать прочитанный текст?

  12. Успеваешь ли ты вместе с классом делать записи, зарисовки, читать текст? Часто ли на уроке отвлекаешься?

  13. Часто ли получаешь замечания от учителей, по какому поводу? Считаешь ли ты их справедливыми?

  14. Какие требования предъявляют к тебе родители. Учителя, считаешь ли ты их посильными?

  15. Кого из учителей уважаешь больше всех и за что?

  16. Можешь ли ты быть решительным, настойчивым сдерживать свои чувства?

  17. Не мешают ли тебе при выполнении заданий шум, разговоры?

  18. Способен ли ты спокойно и неторопливо работать, если работа неинтересная?

  19. Бывают ли у тебя конфликты с родителями, сверстниками, по какому поводу? Как они обычно разрешаются?

  20. Часто ли меняется твое настроение? Что бывает самым обидным?

Определение психологического состояния ученика методом цветописи

Инструкция: Передтобой семь цветов. Каждый соответствуетопределенному настроению. Подумай,какое у тебя сейчас состояние. Выберитот цвет, который ему соответствует.Отмечай свое настроение на каждом урокев течение недели.

Стимульный материал.Семь цветов, каждый из которых – этоусловный знак настроения:

красный – радостное,желтый – приятное,

зеленый – спокойное, синий – грустное, фиолетовый – тревожное,черный – плохое, белый – затрудняюсьответить.

Ученик заполняетматрицу настроения в течение недели.

Матрица настроения

Дни неделипредметы12345
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота

Обработкарезультатов. Цветоматрицапозволяет проследить настроение ученикав течение дня, а также – недели. Подсчитатьколичестов квадратиков различногоцвета. Сделать вывод о преобладающемнастроении ученика на отдельных урокахв течение дня, недели.

Анкета «Характер внутрисемейных отношений». Инструкция: Оцени свои отношения с родными в баллах. 2 балла- всегда, 1 – иногда, 0 – никогда

Люди ближайшего окруженияКатегории отношенийВсего баллов
Сове-туюсьДорожу мнением Уверен, защититУверен, пойметУверен, поможетХочу подра-жать
Мать
Отец
Бабушка
Дедушка
Брат
Сестра
Родственники
Друг

Обработкарезультатов.Подсчитывается сумма баллов и делаетсявывод о степени авторитетности членовсемьи и друзей для ребенка.

Изучение мотивовучебной деятельности.

Инструкция: Передтобой, карточка, на которой даны различныемотивы учения (объяснить, что такоемотив). Подчеркни один из них, самыйглавный для тебя.

Примерное содержаниеанкеты.

  1. Учусь потому, что интересно.

  2. Учусь потому, что хочу больше знать.

  3. Учусь потому, что заставляют родители.

  4. Учусь потому, что потом легче устроиться на работу.

  5. Учусь потому, что сейчас все учатся.

  6. Учусь потому, что нравится учитель.

Обработкарезультатов. Выявив преобладающий мотивучения, постарайтесь установить, подвлиянием каких факторов он возник.Сделайте вывод о возможных педагогическихвоздействиях на ученика для положительныхмотивов учения.

Источник: https://studfile.net/preview/4387874/page:12/

Для Вас, уважаемые родители!

Психолог и ученик беседа интервью о школе

Не всегда поход в школу начинается гладко, и родители очень расстраиваются из-за того, что их надежды на беспроблемный старт не оправдались.

В самом деле, как же так – ребенок к школе готовился, тестирование прошел и, самое главное, сам говорил о том, что в садике ему надоело, а в школу очень хочется. Наступило долгожданное первое сентября.

Цветы, нарядная форма, фотографии… И вдруг слезы малыша, его нежелание не только просыпаться по утрам, но и вообще идти в школу.

Как же выяснить, почему ребенок не хочет ходить в школу? Может быть, причина в школьном учителе? Или ребенка обижает кто-то из детей? Или ему не нравится сидеть за той партой, куда его посадили? В любом случае, причину нужно искать, наблюдая за ребенком, общаясь с учителями, – только так можно найти правильный путь решения проблемы.

Как проявляется нежелание ходить в школу?

В подобной истории большое значение имеет то, в каком возрасте ребенок отправился в первый класс.

И если малыш пошел в школу в шесть лет или даже чуть раньше, то очень может быть, что он готов к школе интеллектуально, но вот его социальная готовность еще недостаточна для похода в школу.

Это значит, что ему пока еще сложно принять роль ученика, строить новые взаимоотношения, жить по новым правилам.

Будет нелишним поинтересоваться у малыша еще до начала учебы в школе, что именно стоит для него за словами «хочу в школу», ведь, как правило, информация, которую получил ребенок, бывает очень односторонней.

Например, малыш может знать, что «в школе трудно», или «в школе интересно», или «в школе много переменок, когда все дети играют вместе», или «там будет добрая учительница».

Представьте себе состояние ребенка, когда его радужные ожидания вдруг не оправдываются.

Отказ ребенка ходить в школу может быть как явным, так и скрытым. Совсем не обязательно, что малыш каждое утро будет начинать скандалом. Он может идти в класс, но при этом отказываться делать уроки или отвечать у доски, общаться с одноклассниками или участвовать в жизни класса.

История из жизни

Прошло три недели с начала учебного года. Все психологи говорят и пишут, что ребенок должен адаптироваться к школе первые 2—3 месяца. Наш как раз быстро адаптировался, все вроде бы нравилось, и вдруг в какой-то из дней забастовал, категорически сказал: «Не пойду!» Никакие уговоры не помогли, и мы остались дома. Ругали, конечно, рассказывали, что учеба – это работа и т. д. В итоге со слезами через неделю отвели в класс, и вот теперь сомневаемся, правильно ли поступили. Учительница придерживается той позиции, что потакать ребенку не надо, пусть ходит в школу как все, что ничего особенного не происходит, и считает, что сын просто пытается нами командовать. Но мне почему-то кажется, что у такого поведения есть какая-то серьезная причина.

Почему ребенок отказывается ходить в школу?

Причин детских «отказов от школы» может быть немало. Например, все дети в классе быстро сдружились, а вашего ребенка отчего-то не принимают в игры или начинают дразнить. И совсем не важно, что в детском саду у малыша не было проблем в общении, ведь сейчас обстоятельства сложились так, а не иначе.

Возможно, ребенок действительно испугался учительницы. Так бывает даже в тех случаях, когда учительница не особо строга, вовсе не кричит на детей и вообще человек душевный.

Но она может быть совсем не похожа на воспитательницу в детском саду или маму (няню). У нее может быть от природы или профессионально выработанный слишком громкий голос.

Она может быть чересчур требовательной или просто строгой, что и понятно, потому что большинство учителей начальных классов обладают именно этими качествами.

Ситуация, когда ожидания ребенка от школы не оправдались, встречается довольно часто. Причем провоцируют ее сами родители. Чтобы заставить или просто примирить ребенка с походом в школу, мамы и папы обычно рассказывают о школе много положительного и интересного.

На деле же ребенок сталкивается с первыми трудностями: непривычная обстановка, освоение новых, далеко не простых навыков счета, чтения и письма.

Новый режим дня, к которому ребенок совсем не привык, долгое сидение на уроках и очень короткие переменки, вызов к доске, где малыш чувствует себя неуютно – все это в комплексе и создает негативное настроение и неприятие школы.

«Ты должен, это твоя работа», «плохие отметки получать нельзя», «принесешь отметку ниже…, не получишь подарок» (не пойдешь гулять и т. д.)» – наши слова тоже не вселяют в ребенка радость и уверенность в завтрашнем дне.

Это важно!

Иногда в школу не хотят идти малыши, которые очень скучают там без родителей. Причиной отказа может быть и чрезмерная нагрузка, которую ребенок не готов выдерживать слишком долго.

Встречаются такие школы, где обижают малышей. Конечно же, учителя вам скажут, что это не так, но своеобразная «дедовщина», к сожалению, характерна для некоторых школ.

Поэтому ребенок может бояться пожаловаться, потому что обидчики пригрозили: «Будешь жаловаться – будет еще хуже». У ребенка могут отбирать деньги, бить или заставлять делать что-то унизительное.

Тут уж причина будет в переживаниях ребенка, которому не под силу справиться с более взрослыми школьниками.

Чего не стоит делать, если ребенок не хочет ходить в школу?

– Не нужно «пытать» ребенка, стараясь немедленно выяснить причину, ведь она вряд ли лежит на поверхности.

– Не стоит просто отмахиваться от ребенка, считая такое поведение простым капризом «на ровном месте». Как правило, слова «не хочу в школу» дети произносят вовсе не от лени.

– Ругать ребенка тоже неправильно, ведь дети редко прибегают к такому поведению, чтобы просто манипулировать нами от нечего делать. Если вы не задумаетесь над словами ребенка, не постараетесь разобраться в причинах, то следующий шаг – это «уход в болезнь», когда малыш будет жаловаться на плохое самочувствие, и вы все равно не поведете его в школу.

– Не тащите малыша в школу насильно. Поймите, что если уж дело дошло до такой крайности, то вам стоит всерьез заняться проблемой.

– Пытаясь разобраться в ситуации, не нужно основываться только на точке зрения учителей. Мнение ребенка для вас должно быть главным.

Что делать если ребенок отказывается идти в школу?

Поймите всю серьезность проблемы. Ведь если малыш и дальше будет отказываться ходить в школу, то вам придется забрать его оттуда, а что делать дальше? Снова отправляться в садик? Менять школу, сидеть дома, нанимать репетиторов? Для начала аккуратно расспросите ребенка. Вы можете задать ему следующие вопросы.

  • Какой урок в школе самый интересный?
  • Есть ли уроки, которые тебе не нравятся
  • С кем из детей ты успел подружиться?
  • Нравится ли тебе твоя учительница?
  • Часто ли она тебя хвалит?
  • Часто ли тебя вызывают к доске?
  • Как ты себя при этом чувствуешь?
  • Что в школе есть интересного, кроме уроков?
  • Любишь ли ты переменки?
  • Вкусно ли в школе кормят?
  • Легко ли тебе выполнять домашние задания?

– Пообщайтесь с родителями одноклассников вашего ребенка. Возможно, эта проблема есть не только у вас, или другие дети рассказывают дома что-то такое, чего не рассказал ваш ребенок.

–  Пообщайтесь с учительницей. Общение стройте так, чтобы ни в коем случае не нанести вреда своему малышу. Ведь если вы скажете учительнице, что ребенок не хочет идти в школу, вы можете вызвать у нее негативные эмоции, и в итоге она может сорваться на ребенке, упрекая его.

– Если ситуация не прояснилась, посидите на нескольких уроках или посмотрите видеозаписи занятий, если таковые имеются. Возможно, вы сможете увидеть проблему именно там. Незаметно понаблюдайте за тем, как ведет себя ребенок в ваше отсутствие. Придите раньше, чтобы увидеть малыша на переменке или на прогулке.

–  Если вы заметили, что ребенок затрудняется в выполнении домашних заданий, то какое-то время обязательно помогайте малышу, стараясь не подменять его действия своими, но оказывать разумную поддержку, ободрять малыша и объяснять то, что непонятно.

– Если вы считаете, что проблема заключается в том, что дети не хотят общаться с вашим малышом, то есть он пока не нашел себе друзей, то попробуйте сделать сразу несколько эффективных шагов: пообщаться с учительницей, попросить ее, например, пересадить малыша за другую парту – к тому ребенку, который пользуется популярностью. Поинтересуйтесь, в чем, по мнению учительницы, причина такого отвержения. Можете сделать вместе с малышом что-то интересное, что заинтересует его одноклассников и поднимет рейтинг ребенка. Например, один из родителей организовал воскресную прогулку на велосипедах, а другой, будучи альпинистом, повел детей в поход, чем невероятно заинтересовал одноклассников своего сына. Таким образом папы помогли своим детям изменить их статус в классе и стать если не героями, то уж, по крайней мере, теми людьми, с которыми все захотели общаться.

– Иногда полезно сделать паузу, то есть действительно несколько дней малыш может не посещать школу. Лучше, если это будет время за неделю перед каникулами или, наоборот, после них. Ведь причина нежелания может объясняться усталостью ребенка.

– Не торопитесь забирать ребенка из школы. Возможно, через несколько дней проблема исчезнет сама собой.

–  Помните, что месяц и даже три месяца, не очень большой срок для того, чтобы ребенок привык к школе и своей новой жизни. Поэтому наберитесь терпения и помогите малышу справиться с возникшими трудностями, если видите, что ему самому это еще не под силу.

Источник: https://school19371.ucoz.ru/publ/besedy_s_psikhologom/rebjonok_ne_khochet_khodit_v_shkolu_chto_delat/1-1-0-33

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.