+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Алгоритмы по составлению загадок по триз педагогике

Триз и технологии образования | методика обучения разгадывания и составления загадок по сказкам

Алгоритмы по составлению загадок по триз педагогике

Основная цель – развитие способности по отдельным штрихам определять целое.

На первом занятии детям предлагается загадка. Разгадывание ее производится посредством игры “ДА-НЕТ”. Игра должна быть уже знакома детям.

Описание игры “да-нет”

Суть игры сводится к разгадыванию некой тайны, заданной ведущим. Для этого участники игры могут задавать ведущему вопросы.

Единственное ограничение: вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы ведущий мог ответить “Да”, “Нет”, “И да, и нет” (если это качается только части содержания), “Это несущественно” (когда запрашивается информация не существенная для решения загадки), “Нет информации” (если в содержании сказки об этом речь не идет).

В процессе игры идет непроизвольное обучение работы в коллективе, умению слушать друг друга, не устраивая “базара” – это создает благоприятную, по-дружески шутливую атмосферу в группе. Дети начинают чувствовать себя более свободно, приходят в возбужденно-приподнятое настроение, а это ослабляет самоконтроль.

Поэтому занятия проходят бурно и шумно, и со стороны это выглядит “непривлекательно” на традиционный взгляд. Однако, это естественный порыв – поговорить, поделиться идеей, внезапно возникшей в процессе обсуждения. И это не исключает необходимости воспитателю руководить коллективной мыслительной работой детей.

Самое ценное в этой игре то, что она формирует умение задавать вопросы, отсекающие сразу большое поле поиска решения. А для этого необходимо использовать алгоритм кодирования литературного произведения.

АЛГОРИТМ СУЖЕНИЯ ПОЛЯ ПОИСКА ЗАГАДАННОГО ОБЪЕКТА

Примерная последовательность вопросов:

  1. Все спросить о втором объекте (О2) или группе объектов.
  2. Уточнить время года.
  3. Узнать место действия (где это было).

После разгадки один ребенок должен рассказать всю ситуацию еще раз, раскодировать общий сюжет сказки. В заключении дети должны проанализировать, правильно ли составлена загадка, учтен ли смысл литературного произведения. Вопросы детьми задаются не в строго указанной последовательности.

Обучение разгадыванию загадок с помощью предложенного алгоритма проводится на 2-3 занятиях.

2. ЗАНЯТИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАГАДОК

Основная цель: развитие способности кодировать основную идею сказки в одном предложении.

Эта работа проводится сначала фронтально, со всей группой.

  1. Предлагается схема составления загадки:
  2. Загадывается загадка. В ходе игры “ДА-НЕТ” дети ее разгадывают.
  3. Предлагается детям составить другой вариант загадки по той же сказке с этим же объектом, но по другому действию.

  4. Предлагается выделить другого главного героя и составить другую загадку.
  5. Группа делится на две подгруппы (мальчики-девочки или по месту расположения) и предлагается составить загадку по любой известной сказке, используя предложенную схему.

  6. Отгадываются обе загадки с последующим анализом соответствия схеме и сохранения основной идеи сказки.

На следующем занятии дети делятся на более мелкие подгруппы и работа повторяется 2-3 занятия.

На 5-6 занятии используется индивидуальное составление загадок. причем можно использовать составление загадок и на самом занятии, а также работать и с домашними заготовками.

Во время нашей работы с детьми, в ходе индивидуального составления загадок дети немного изменили схему. Вместо действия стали включать описание характера или основной, доминирующей черты характера героя. Либо брали и то, и другое.

Единственное условие – обязательное использование такой черты характера, которая определяет весь образ героя, без которой не мыслится его описание в данной сказке.

Например, “Она была очень нежная и избалованная, и из-за этого вышла замуж” (“Принцесса на горошине”), или “Некто стал очень гордым и из-за этого пострадали подземные жители” (“Черная курица”).

Составление загадок не менее интересно, чем их разгадывание.

Общие требования к организации работы по составлению загадок

  1. Работу по обучению составлению загадок следует начинать в старшем дошкольном возрасте. Параллельно используется обучение сочинению сказок при помощи типовых приемов фантазирования.
  2. Работу по разгадыванию загадок необходимо проводить с детьми, обученными игре “ДА-НЕТ”.

  3. Сказки, по которым составляются загадки, должны быть хорошо известны детям по содержанию. С новыми сказками детей знакомят вне занятий. Например, ежедневное чтение перед дневным сном.
  4. Занятия можно проводить фронтально и подгруппами, без больших перерывов, общим циклом 5-6 занятий.

    Затем эта работа переводится в свободную деятельность индивидуально с детьми по их желанию.

  5. Чтобы создать интерес к этой работе, составленные задачи необходимо использовать сразу после их сочинения:
    • загадать детям другой группы,
    • записать на стенде для родителей,
    • издать отдельной “книгой творчества”, проиллюстрировав самими детьми.

Итогом этой работы можно считать желание составлять загадки самостоятельно в свободной деятельности.

Вместо заключения

Наверно, ни одного ребенка не оставит равнодушным хорошая загадка. на материале загадок можно решить множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. В то же время, сочинение загадок доступно даже 4-5-летним детям.

Работа по разгадыванию и, особенно, сочинению загадок удивительно оживила работу с литературным произведением. Повысился интерес к сказкам, т.к. в ходе их анализа дети уточняли смысл, идею каждого произведения.

Дети глубоко анализируют характер героев, мотивы их поступков по результатам, к которым приводят действия героев.

Чтобы закодировать сказку, необходимо произвести массу аналитических действий: выделить главных героев, проанализировать характер их действий, и не просто действий, а тех, которые привели к определенному результату – развязке сказки, обобщить эту информацию на словесном уровне, не называя конкретных героев и действий.

Как оказалось, такая сложная аналитическая работа доступна дошкольникам именно на материале русских народных сказок, которые любимы детьми, и интерес к которым не падает никогда.

Представленная модель может служить основой для построения педагогических технологий при обучении детей (и не только дошкольного возраста) пониманию любого литературного произведения. Перспективен данный подход и при анализе литературного произведения любого жанра, ели педагог ставит своей целью РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Загадки, составленные студентами УПУ №1, использованные для обучения умению разгадывать загадки

  1. Некто все время капризничал и поэтому исчез. (“Сказка о глупом мышонке” С.Я. Маршак)
  2. Он все делал неверно, и из-за этого не смог приехать в другой город. (“Человек рассеянный” С.Я. Маршак)
  3. Некто хотел погостить у приятелей, и из-за этого стал разрушителем. (“Теремок”)
  4. Он ходил к мастеру, и из-за этого сумел пообедать.

    (“Волк и семеро козлят”)

  5. Она сорвала часть растения и этим принесла избавление кому-то. (“Цветик-семицветик” В. Катаева)
  6. Ему пришлось стать привидением, что привело к снижению преступности в городе. (“Малыш и Карлсон” А. Лингретт)
  7. Он хотел быть самостоятельным, поэтому стал сельским жителем. (“Дядя Федор, пес и кот” Э.

    Успенский)

  8. Она ничего не делала и осталась одна (“Федорино горе” К. Чуковский)
  9. Он принес его в дом и из-за этого разразился скандал. (“Дядя Федор, пес и кот” Э. Успенский)
  10. Кто-то хотел поесть на дармовщинку, и из-за этого остался “несолоно хлебавши”. Он пригласил ее в гости и отомстил.

    (“Лиса и журавль”)

  11. Нечто выросло и доставило много хлопот хозяину. (“Репка”)
  12. Она хотела для себя богатства, и из-за этого стала лаять. (“Двенадцать месяцев”)
  13. Некто сильно любил и из-за этого исчез. (“Стойкий оловянный солдатик”)
  14. Она очень хотела домой вернуться, и из-за этого обманывала.

    (“Маша и медведь”)

  15. Она любила играть, и из-за этого едва не лишилась родственника. (“Гуси-лебеди”)
  16. Она была очень нежной и избалованной, и из-за этого стала богатой. (“Принцесса на горошине”)
  17. Она очень любила и из-за этого много ходила. (“Снежная королева”)
  18. Он не послушался и из-за этого потерял свое сердце.

    (“Снежная королева”)

  19. Было посажено семечко и получен необычный урожай. (“Дюймовочка”)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Индивидуальные загадки, составленные детьми шести лет НОУ школы “ГРАНТ”

  1. Она очень хотела получить подарок, и из-за этого кто-то пострадал. (“Аленький цветочек”)
  2. Она заговорила с незнакомцем, и из-за этого пострадала ее семья. (“Красная шапочка”)
  3. Некто принес что-то в дом, и из-за этого все расстроились. (“Курочка Ряба”)
  4. Некто не выполнил поручение, и из-за этого случилась беда.

    (“Волк и семеро козлят”)

  5. Некто поменял свою внешность, чтобы утолить голод (“Волк и семеро козлят”)
  6. Кто-то убежал из дома, и из-за этого погиб. (“Колобок”)
  7. Он хотел увидеть свет, а увидел тьму (“Колобок”)
  8. Некто предупреждала об опасность, но ее не послушались, и из-за этого кто-то пострадал.

    (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)

  9. Она была очень нежная и из-за этого вышла замуж (“Принцесса на горошине”)
  10. Некто хотел кого-то съесть, и упал во что-то большое. (“Три поросенка”)
  11. Она зашла в чужую квартиру, и в результате мебель поломалась. (“Три медведя”)
  12. Некто зашел в чужой дом без спроса, и из-за этого временно лишился бабушки с дедушкой.

    (“Маша и медведь”)

  13. Некто попался в ловушку, и из-за этого нашел себе принца сердца. Вариант: В результате удачной находки она попала в плен. (“Муха-цокотуха”)
  14. Некто был очень ленивый, но один раз не поленился и из-за этого получил чудо. (“По-щучьему веленью”)
  15. Некто был наглым и навязчивым, поэтому лишил соседа чего-то.

    (“Заячья избушка”)

  16. Некто куда-то пошел, и в результате кого-то встретил. (“Двенадцать месяцев”)
  17. Некто не заснул на посту и поэтому получил что-то необыкновенное. (“Конек-горбунок”)
  18. Некто был очень трудолюбив, и из-за этого получил награду. (“Морозко”)
  19. Некто был очень умным и хитрым, и из-за этого очень помог своему хозяину.

    (“Кот в сапогах”)

  20. Некто стал очень гордым, и из-за этого пострадали подземные жители. (“Черная курица”)
  21. Она не выполнила просьбу родителей, и из-за этого ей пришлось есть то, что она не любила. (“Гуси-лебеди”)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Загадки, составленные детьми шести лет НОУ школы “ГРАНТ” в рамках тематической недели, посвященной творчеству А.С.Пушкина

  1. Некто был жадный и злой, и из-за этого плохая жизнь его не изменилась. (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
  2. Некто был очень доверчив, и в результате жизнь его остановилась. (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)
  3. Некто был очень жадный, и из-за этого пострадала часть его тела.

    (“Сказка о попе и работнике его Балде”)

  4. Некто очень быстро рос и из-за этого освободился от темноты и тесноты. (“Сказка о царе Салтане”)
  5. Некто был глупый и наивный и из-за этого “протянул ноги”.
  6. Некто обманул сразу двоих.

    (“Сказка о попе и работнике его Балде”)

  7. Некто был вредный и злой, и из-за этого пострадала часть его лица. (“Сказка о царе Салтане”)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

План-конспект занятия по составлению сказочных загадок в подготовительной группе

ЦЕЛЬ: продолжить учить детей классифицировать информацию в зависимости от конкретной задачи. Вооружить детей алгоритмом кодирования литературного произведения.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

  1. Игра “ДА-НЕТ” по незнакомому слову “амадины” (из рассказа В. Драгунского “Денискины рассказы”)
  2. “Пароль” – выдели из любой сказки основное действие главного героя.

  3. Разгадывание загадки, предложенной воспитателем по схеме.
  4. Анализ правильности ее составления. Составление варианта загадки по этой же сказке, но по другому действию героя.
  5. Составление загадок в подгруппах по предложенной сказке (карточки).

  6. Разгадывание загадок с последующим анализом правильности ее составления, оценка, отбор в “Книгу творчества”.
  7. Задание на дом: пересказать загаданные на занятиях загадки родителям.

    Прочитать новую сказку и вместе с родителями попробовать составить две загадки, записать, принести в школу.

Длительность занятия – 35 мин.

Источник: http://rus.triz-guide.com/assets/files/trizminsk/232023.htm

Алгоритмы по составлению загадок по триз педагогике

Алгоритмы по составлению загадок по триз педагогике

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Алгоритмы по составлению загадок по триз педагогике». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На первый взгляд фраза, произнесенная воспитателем таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак — это понятие более общее, чем значение данного признака.

Уважаемые педагоги, поздравляем Вас с профессиональным праздником! Будьте здоровы, успешны, благополучны, творчески активны.

Обучение дошкольников 4-7 лет составлению загадок с использованием приемов ТРИЗ в системе работы по развитию речевого творчества.

Методическая разработка (старшая группа) по теме: ТРИЗ для дошкольников

Путём создания аналогий синекторы очищают задачу заказчика от тривиальных и очевидных решений и решают её необычным, новым путём.

Фирма «Синектикс» берёт за обучение одной группы от нескольких десятков до сотен тысяч долларов. Синектика считается самым сильным методом решения задач, сохраняющим принцип перебора вариантов.

Но в этом и её недостаток. А если задача требует перебора тысяч вариантов?

Каждый диск делился на несколько секторов с написанными на них элементарными понятиями. Вращая диск, можно было получать разнообразные сочетания этих понятий и выводить различные следствия. Луллий написал 366 глав «Великого искусства» и стал монахом, проповедовавшим христианство в Северной Африке с помощью своей машины.

Работу по обучению составлению загадок я начинаю с детьми среднего возраста (пятый год жизни). Объектами для составления загадок служат предметы, с которыми дети чаще всего сталкиваются, многократно воспринимают и которые оказывают на них эмоциональное воздействие: игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные и т.д.

Консультация для родителей старшей — подготовительной группы детского сада Статья – О пользе чтения книг дошкольникам 5-7 лет.

Подобные задания необходимы, но это не слишком творческие задачи, и детям малоинтересны. Возникает противоречие: нетворческие задания должны быть, чтобы систематизировать знания детей об окружающем мире, и их не должно быть, чтобы не гасить интерес к учебе.

Теория ТРИЗ возникла в конце 40-х годов, Генрих Саулович Альтшуллер – автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). В дошкольный мир данная Теория пришла в 1987 году. В её основу вошло утверждение, что все системы возникают в силу объективных законов, путём преодоления противоречий.

В книге рассказано о теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), ее практическом использовании, в том числе и в рамках функционально-стоимостного анализа – современного эффективного метода совершенствования продукции.

Триз и технология составления загадок

Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них.

В детском саду воспитателем я работаю более 15 лет. Когда первый раз услышала слово ТРИЗ, даже не могла предположить, что это такое. Но в 2010 году, пройдя обучение на модульных курсах «ТРИЗ в познавательном развитии дошкольников».

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, способной рассуждать, делать выводы, строить замыслы конструкций, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Загадку зачитываем в классе и коллективно подбираем рифмы, синонимы к повторяющимся словам, или слова, более подходящие по ритму. На этом этапе действует жесткое правило: без согласия ребенка его фамилию, как автора, не называем. Свой запрет учащийся сразу пишет на сдаваемой работе. Если хочет остаться инкогнито до конца, — его право. Особенно это касается застенчивых детей.

Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ

Первое издание этой книги состоялось в 1979 г. Тиражом 40 000. В ней представлены теоретические и философские основы развития технических систем: законы, вепольный анализ, стандарты, АРИЗ. Показана возможность использования теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) не только в области технических, но также природных и социальных систем.

Общеизвестно, что речь ребенка выполняет три функции связи с внешним миром — коммуникативную, познавательную и регулирующую.

А. Сухомлинский указывал, что «…сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… В своей основе педагогический труд стоит близко к научному исследованию.

На многочисленных примерах, взятых из практики и доступных учащимся среднего и старшего школьного возраста, в книге наглядно показан процесс перехода от случайного, неуправляемого метода проб и ошибок к творчеству высокого уровня. В результате изобретательство перестаёт быть уделом избранных. Освоив основы ТРИЗ, практически любой человек может стать изобретателем.

А. Сухомлинский указывал, что «…сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… В своей основе педагогический труд стоит близко к научному исследованию.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Проведение занятий по технологии ТРИЗ в детском саду

Поэтому идея метода Осборна сводится к обеспечению выхода любых идей из подсознания без сознательной их оценки. Запрет критики очень важен. Для проведения штурма проблемы организуется группа генераторов идей из разных областей.

Тот, кто решает задачу, должен попытаться отождествить себя с объектом, который нужно улучшить.

Но при использовании эмпатии существует опасность, что для решения задачи объект надо разделить, а это сделать трудно, ибо кому охота делить себя на части.

Отсюда и название игры. Реквизит составляют рисунки разных объектов, например : мел, лист бумаги, гитара, чайник, пенал, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т. На каждого — один рисунок. Каждый участник получает свой рисунок и играет за нарисованный объект.

История попыток создания науки о творческом мышлении человека насчитывает века. Основы науки о мышлении были заложены Аристотелем ещё в IY веке до н.э.

Он создал логику — науку о способах мышления, которые приводят к истине.

Логика Аристотеля объединяет все правильные, так называемые силлогистические умозаключения, которые из истинных исходных суждений позволяют получать истинные же заключения.

Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях.

#триз_путешествие_адвент

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи.

Наиболее эффективный путь освоения методологии творчества — повторное чтение книги, работа с конспектом, глубокое размышление об элементах теории.

Многолетний опыт преподавания ТРИЗ показал, что практически любой человек, если он сам того твёрдо желает, может стать активным новатором, изобретателем, научиться творчески мыслить.

Творческая деятельность — эта та, что создаёт нечто новое, отличающее от образца. Чем больше информации — тем больше следов в мозге, чем больше мы будем знакомить детей с окружающей действительностью, тем больше будет поле для творческой деятельности ребёнка. Наш мозг способен творчески перерабатывать увиденное, мы сможем фантазировать будущее, но дети – нет.

Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов.

Книги по ТРИЗ:учимся решать открытые задачи

Для составления загадок предлагается три основных модели. Педагог вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Познакомимся с некоторыми приемами ТРИЗ-педагогики , которые и позволяют превратить урок в увлекательное путешествие, превратить ученика не в объект обучения, а в субъект этого обучения, позволить ему творить и фантазировать.

Составление загадок проходит в виде мозгового штурма (автор А. Осборн) и представляет собой групповое обсуждение с целью формирования у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы. При обсуждении критические и оценочные высказывания запрещены. Необходимо выслушать идеи детей и одобрить самые неожиданные и оригинальные.

Работа по развитию образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений (первый этап). Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки (второй этап). На заключительном этапе старшие дошкольники вполне справляются с составлением метафор (третий этап).

Педагогический опыт Опыт работы с дошкольниками по методу ТРИЗ

Сборник адресован ученикам 9-11 классов, изучающим физику на базовом уровне. В него включены стандартные задачи с учетом требований Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Каждая учебная тема представлена тремя блоками аналогичных задач. Задача из блока А разбирается с учителем, задачу из блока Б ученики самостоятельно решают на уроке, задача из блока В остается для домашнего задания.

Для меня таким инструментом стала ТРИЗ-технология. Перед тем, как использовать приёмы Триз- технологии, я предположила, что у обучающихся:-улучшиться качество знаний; читать со слайда.

Также ТРИЗ универсальна. Её можно использовать на разных уроках и во внеурочное время.

Приемы ТРИЗ — педагогики используются давно, но у меня сложилась своя система с использованием отдельных приемов этой технологии.

Книга содержит более 40 занимательных задач. В центре каждой из них – сказочный герой, который должен найти выход из того или иного затруднительного положения. Юный читатель вместе с героем ищет этот выход, используя предлагаемые подсказки, решения и комментарии.

Работа с книгой поможет развить творческое мышление детей, создать благоприятную психологическую атмосферу для общения детей и взрослых.
Отложите в сторону ладошки. Слайд 3 Цитата Альтшуллера. Постановка проблемы.

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования.

Использование ТРИЗ в развитии креативных способностей дошкольников

Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные не часто используются детьми. А ведь именно с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир.

Мы хотим, чтобы наши дети были умными, всесторонне развитыми и здоровыми. А вот как конкретно это сделать? Об этом мы сегодня и поговорим. Для воспитания талантливого человека, необходимо развивать творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Решением этих задач занимается ТРИЗ — педагогика.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми.

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

Задачи мастер-класса:. Передача своего опыта. Отработка методических приемов учителя в рассматриваемой технологии совместно с участниками мастер-класса. План проведения мастер-класса:. Презентация педагогического опыта педагога-мастера. Представление собственной системы учебных занятий в режиме презентуемой технологии. Динамическая пауза.

Имитационная игра со слушателями, участниками мастер-класса. В работе представлена опробованная на уроках чтения методика рассказа по картинке, при помощи которой успешно достигаются цели развития речи. Методика разработана с использованием ТРИЗ.

Методика построена в виде методических шагов, которые выстраиваются в единую дорожку, ведущую к намеченной цели — рассказать картинку без запинки.

Источник: https://strugackiy.ru/menedzhment/13693-algoritmy-po-sostavleniyu-zagadok-po-triz-pedagogike.html

Педразвитие | «ТРИЗ – технология, как средство обучения дошкольников составлению загадок, рассказов, сказок»

Алгоритмы по составлению загадок по триз педагогике

Горюшина Марина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад №96”
Населённый пункт: городской округ Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: «ТРИЗ – технология, как средство обучения дошкольников составлению загадок, рассказов, сказок»
28.04.2019
Раздел: дошкольное образование

«ТРИЗ – технология, как средство обучения дошкольников

составлению загадок, рассказов, сказок»

Горюшина Марина Викторовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад

№ 96» г. о. Самара

Ключевые

слова: креативность,

картина,

рассказы,

сказки,

объекты, воображение, речевое и изобразительное творчество.

Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит,

что нельзя воспитателю содействовать его

образованию и проявлению

Л.С.Выгодский

А

что

такое

креативность?

Креативность

это

творческая

направленность,

врожденно

свойственная

всем,

но

теряемая

большинством под воздействием сложившейся системы воспитания,

образования и социальной практики.

МБДОУ

«Детский

сад

№96»

г.о.

Самара,

работаем

с

детьми

с

картинами по технологии развития связной речи Сидорчук Т.А. Цель

этой технологии – развитие умственных способностей и создание

творческого продукта в речевой деятельности.

В этой технологии можно выделить следующие этапы:

1 этап «Определение состава картины»

2 этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»

3

этап

«Описание

на

основе

возможного

восприятия

объектов

картины разными органами чувств»

4 этап «Составление загадок и метафор по картине»

5 этап «Преобразование объектов во времени»

6 этап «Описание местонахождения объектов на картине»

7 этап «Составление рассказов от лица разных объектов»

8 этап «Смысловая характеристика картины»

9 этап «Составление рассказов-фантазий»

10 этап «Составление сказок нравственно-этического характера»

11 этап «Составление рифмованных текстов по картине»

Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на

картине используется прием «подзорная труба». Правило: навести

глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Воспитатель

должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на

ответы

детей.

Темп

работы

должен

быть

достаточно

быстрым,

воспитатель

должен

энергично

и

оперативно

производить

моделирование названных детьми объектов.

1

Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами,

изображенными

на

картине

(рисунок

1),

поиграем

в

игру

«Ищу

друзей». Необходимо найти объекты, которые между собой связаны

по

взаимному

расположению.

Например:

«Котенок

дружит

с

девочкой,

потому

что

они

любят

вместе

играть».

Игра

«Ищу

недругов» – найти объекты, которые между собой «не дружат».

Рис. 1 «Лягушка» Чарльз Бертон Барбер

Например: «Муха не дружит с лягушкой, потому что они она может

его съесть».

А

сейчас

определим

местонахождение

объектов

на

картине

и

поиграем в игру «Кто в домике живет». Воспитатель предлагает детям

назвать,

кто

«живет»

в

кружочке,

обозначенном

на

чистом

листе

бумаги (50 х 30 см), и его схематизировать. Игровое правило: в

кружке должен быть только один объект. Результат: нарисованные на

листе бумаги основные объекты – схемы.

А сейчас я предлагаю нам войти в картину и почувствовать её

разными органами чувств. Воспитатель побуждает детей к описанию

возможных

ощущений

и

предлагает

прислушаться

внимательнее,

вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д.

Даются творческие задания:

Пришел волшебник «Я слушаю» (и другие).

Назови объекты, которые могут издавать звук.

– Я ощущаю лицом и руками…

Я слышу…(например, я слышу как квакает лягушка и т.д. и т.п.)

Я чувствую запах…(например, я чувствую запах листьев,…..)

Я ощущаю …(например, я ощущаю мягкую шерстку котенка,…….)

2

А теперь составим по этой картине загадки. Дети выбирают объект

на

картине,

для

составления

загадки,

например

лягушка.

Далее

детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем

признакам.

Таблица 1

Какой?

Что бывает таким же?

Зеленая

Лист (яблоко, трава и т.п.)

Прыгает

Мяч (кенгуру, девочка и т.п.)

У кого 4 лапы

Щенок (котенок, слон, тигр и т.п)

-Какая лягушка по цвету? – Зеленая (воспитатель записывает это

слово в первой строчке левой части таблицы 1)

-Какая лягушка по действиям? – Прыгает (заполняется вторая

строчка левой части таблицы 1).

-У кого есть 4 лапы? – Щенок (заполняется третья строчка левой

части таблицы 1).

В итоге получается загадка: «Зеленая как лист, прыгает как мяч, с

4 лапками, но не щенок.»

Теперь

мы

с

вами

составим

рифмованный

текст

лимерика

( таблица 2).

Как

правило,

это

стихотворение

из

пяти

строчек,

которые

рифмуются следующим образом.

Первые две строчки рифмуются между собой.

Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.

Пятая содержит вывод и не рифмуется.

Таблица 2

1 строчка

Жил – был (объект)

2 строчка

Сравнение или указание на свойство объекта

3 строчка

Действие или взаимодействие с другими объектами

4 строчка

5 строчка

Вывод (утверждение или мораль)

3

Предложите

детям по итогам сделать рисунок к рассказу. Вы

научите их иллюстрировать собственные тексты. Собрав творческие

продукты

ребенка

воедино,

можно

создать

книгу

речевого

и

изобразительного творчества!

Литература:

1.

Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. Т.2. М., 1983.

2.

Журавлева

Н.М.

Методика

составления

рифмованных

текстов юмористического характера детьми дошкольного

возраста.// Тезисы докладов 3-й региональной научно –

практической

конференции

«Развитие

творческих

способностей детей с использованием элементов ТРИЗ».

– Челябинск, 2 – 3 июня, 2000. –С.21-22.

3.

Сидорчик

Т.А.

Программа

формирования

творческих

способностей

дошкольников:

Пособие

для

педагогов

детских

дошкольных

учреждений.

О б н и н с к :

ООО“Росток”, 1998.- 64 с.

4.

Сидорчук

Т.А.,

Кузнецова

А.Б.

Обучение

дошкольников

творческому

рассказыванию

по

картине. – Ульяновск, 1997. – 74с.

5.

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления

творческих

текстов

по

картине.

(Пособие

для

преподавателей и студентов педагогических учебных

заведений). – Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ – инфо». 2000. –

44 с.

6.

Корзун

А.В.

Обзор

материалов

сайта

Минского

центра

ОТСМ-ТРИЗ технологий по работе со сказкой.

4

Источник: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=14161

Триз и технология составления загадок

Алгоритмы по составлению загадок по триз педагогике

Триз и технология составления загадок.

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.

Созданная в 1946 г.

Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные не часто используются детьми. А ведь именно с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир.

Для того чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности.

Технология обучения детей составлению загадок

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта.

Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1

Какой?

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. 
– Какой самовар по цвету? – Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы. – Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы). 

– Какой он по форме? – круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Монета

Шипящий

Вулкан

Круглый

Арбуз

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

ПР: блестящий – монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки “Как” или “Но не”.

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: “Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз”.

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения модели “Какой – что бывает таким же” на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе “занижения” свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их “завышения” (самовар блестящий, как начищенная монета).

Модель 2

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет. – Что делает ежик? – Пыхтит, собирает, семенит. – Пыхтит как кто или что? – Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на “завышение”).

 – Пыхтит как старый чайник (сравнение на “занижение”). – Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на “завышение”). – Собирает как жадина (сравнение на “занижение”). – Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на “завышение”).

 

– Семенит как старый дедушка (сравнение на “занижение”).

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки “Как”, “Но не”.

ПР: Составление загадки про ежика с приемом “завышение”: “Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить”.

ПР: Составление загадки про ежика с приемом “занижение”: “Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном”.

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное

На что похоже?

Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб: – На что похож гриб? – На мужичка. – А чем отличается от мужичка? – У гриба нет бороды. – Еще на что похож? – На дом, но без окон. 

– А еще? – На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: “Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке”.

Источник: https://infourok.ru/triz-i-tehnologiya-sostavleniya-zagadok-3765387.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.