+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Конфликт в сказках

Конфликты в сказках и способы их разрешения

Конфликт в сказках

СКАЗКИ О ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХЭти сказки можно использовать в коррекционной работе с агрессивными детьми.

В отличие от предыдущих блоков сказок здесь не прослеживается жесткая сюжетная связь, то есть «конфликтные» сказки автономны. Поэтому их можно использовать отдельно друг от друга.

В этом разделе содержатся следующие сказки: » Ябеда»,»Шапка-невидимка»,»Задача для Лисенка»,»Спорщик»,»Обида»,»Хвосты»,»Драки»,»Грубые слова»,»Дружная страна».

ЯбедаОчаровательная пушистая Кошечка появилась в классе ранним утром. Крупные зеленые глаза ее завораживали окружающих и поражали глубиной и чистотой.

Особенная аккуратность была видна во всем облике новой ученицы. Каждому из ребят хотелось посидеть рядом с ней, потрогать ее красивый бантик.

Но останавливал их только пренебрежительный голос новенькой:- Отойди, Волчонок, ты помнешь мне платье! А ты, Зайчонок, не смотри на меня своими косыми глазами, я этого не люблю! И нечего на меня дышать, Лисенок, а то мне совсем душно станет!- Я вижу, что вы уже познакомились?

— спросил учитель Еж, войдя в класс.- Да, познакомились, — озадаченно произнесли ребята.- Надеюсь, вы ее не обидели?

— спросил учитель, увидев недовольное выражение лица Кошечки.- Кто кого еще обидел, — прошептал Зайчонок.- Конечно, обидели, — вдруг вырвалось у Кошечки, — они грязными руками, трогали мой чистый бантик.

– Я думаю, что наши ребята больше не будут делать этого, — остановил учитель своими словами и взглядом порыв возмущения у Волчонка.

Волчонок понял, что лучше сейчас с Кошечкой не связываться, но долго не мог настроить себя на учебу.

Какие можно привести примеры конфликтов из сказок?

Сказка с конфликтами quot;О царе Салтанеquot; (сестры не могли сговориться, Гвидоша там им все части лица искусал), quot;Братец Иванушка и сестрица Аленушкаquot; (напился-таки из лужи), с договорами quot;Гуси-лебедиquot; (поешь моего ржаного пирожка).Таких сказок пруд – пруди. Возьмите сказки о богатырях, в любой из них герои защищают свой народ от quot; врагов лютых quot; .

Колобок конфликтует с лисой. Мачеха с падчерицей и этот список можно долго продолжать. Сказка как жанр вообще построена на конфликтных ситуациях, где добро сражается со злом и побеждает его.

Ивана Царевич крадет невесту, убивает Кащея, обманывает Бабу Ягу.В сказке про Колобка, главный герой укатился от бабушки с дедушкой, оставив тех горевать.

Бесхозный Колобок стал лакомой добычей для зверей. Конфликтная ситуация – героя хотели съесть, а он хотел остаться в живых.

Колобок хитростью избежал горькой участи. Конфликтная ситуация ярко показана в сказке про Машу и Медведя.

Случайную гостью Медведь хотел оставить себе на радость, позабыв, что у девочки остались бабушка и дедушка. Маша хитростью спаслась

«Сказочное путешествие в мир конфликтов» классный час по психологии на тему

Методическая разработка сценария занятия с использованием психотерапевтических методов и приемов«Сказочное путешествие в мир конфликтов» Тема занятия: «Путешествие в мир конфликтов» Цель занятия: определить понятие «конфликт», познакомить учащихся с различными стратегиями поведения в конфликте, выявить тип поведения в конфликтной ситуации каждым учащимся, используя сказкотерапевтические методы и приемы. На урок мною были поставлены следующие задачи: Обучающие:

  • формирование понятия «конфликт», стратегии поведения в конфликте;
  • отработка навыков работы в группе.

Развивающие:

  • развитие умения диагностировать свою личность, анализировать, рассуждать, делать выводы.
  • определение собственной стратегии поведения в конфликте каждым учеником;
  • развитие познавательного интереса;

Воспитательные:

  • воспитание у учащихся стремления к выбору наиболее эффективной стратегии поведения с помощью сказкотерапевтических методов и приемов;
  • развитие коммуникативной культуры учащихся.

Необходимые материалы: мультимедиа проектор, магнитная доска, магниты, планшеты по количеству учащихся, листы формата А4, ручки, листы с надписями персонажей, в которых будут превращаться учащиеся, табличка с надписью «Сотрудничество», бланки ответов на тест, диск с отснятой сценкой.Занятие рассчитано на учащихся 4-5 классов, количество 12 человек.

Данное занятие помогает, благодаря сказочным приемам и методам, определить понятие «конфликт»,

Внеклассное мероприятие по теме: «Конфликт и пути его решения» проведено в 4 классе в рамках районного семинара “Роль социума в профилактической работе с семьёй и учащимися, находящимися в социально- опасном положении”. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия.

В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т.

д. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться в школе.

Сегодня эта тема одна из интереснейших в наше время.

Стрельба, нападение, разборки, драки.

Особенностью данного мероприятия является то, что в нём принимали участие не только учащиеся, но и их родители.

Проблема межличностных взаимоотношений является актуальной для многих учащихся нашей школы, в том числе и для учеников начальной школы.

Предварительно был проведён социологический опрос. Были опрошены учащиеся 4-ых классов нашей школы. Результаты анкетирования: 58% четвероклассников считают, что без конфликтов прожить невозможно, т.к.

Внеклассное мероприятие в 4-м классе «Конфликт и пути его решения»

  1. , заместитель директора по УР, учитель начальных классов

Разделы: , , Внеклассное мероприятие по теме: «Конфликт и пути его решения» проведено в 4 классе в рамках районного семинара “Роль социума в профилактической работе с семьёй и учащимися, находящимися в социально- опасном положении”. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т.

д. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться в школе.

Сегодня эта тема одна из интереснейших в наше время. Стрельба, нападение, разборки, драки. Это — приметы нашего времени.

А ведь это всё конфликты и конфликтные ситуации. Чтобы услышать и увидеть такое, не обязательно даже смотреть крутой боевик, достаточно открыть газету или послушать выпуск новостей. Наши дети сталкиваются с этим ежедневно.

Предварительно был проведён социологический опрос.

Примеры конфликтов из сказок и способы их решения

В сказке «Снежная королева «, конфликт Снежной королевы и Герды в том, что королева отобрала у Герды её друга Кая.

Решение конфликта происходит, благодаря настойчивости Герды в поисках Кая.

В сказке «Дюймовочка»- конфликт Крота и Дюймовочки в том, что Крот лишил её свободы. Решение конфликта наступает тогда, когда Ласточка спасает Дюймовочку, благодаря её дружбе с ней .

Приведи примеры конфликтов из знакомых тебе сказок.

Напиши , какими способами они разрешались

1-4 класс Arinochka10 08 марта 2016 г., 8:45:26 (3 года назад) 0 0 0 Рэйн95 08 марта 2016 г., 11:03:06 (3 года назад) Конфликты: Сказка о Золотой рыбке,к примеру, А.С.Пушкина- межличностный конфликт, конфликт интересов, между бабкой и дедом.

Конфликт разрешился тем, что жизнь наказала бабку и все ее капризы, ее злость вернулась ей обратно, и она все осознала.Сказка о Потерянном времени Е. Шварца, между детьми и взрослыми, тоже межличностный конфликт.

Конфликт разрешился, благодаря находчивости детей,добру и времени, время все расставило на свои мечта.Народная сказка «Морозко», конфликт между мачехой и падчерицей.

В Морозко скорее всего конфликт не был разрешен, так как мачеха и ее дочь были коварными и завистливыми, из-за красоты главной героини Настеньки.

2016 г., 20:27:02 Прошу вас,очень нужно!

1-4 класс Oleynikvadimka / 26 янв. 2016 г., 5:43:47 1-4 класс Irinababy / 09 дек. 2015 г., 20:44:19 1-4 класс Pbogonatova / 12 апр.

2015 г., 13:26:39 1-4 класс Orlovaorlovao / 23 сент. 2014 г., 3:52:40 1-4 класс KAT5539 / 04 мая 2013 г., 1:50:56 1-4 класс ответов нет Sivakvika / 03 окт.

Sokolieds.ru

Приведи примеры конфликтов из знакомых тебе сказок.

Сказка «Путешествие Нильса с дикими гусями».Нильс обидел гнома и тот превратил его в маленького.И когда Нильс померился с гномом конфликт был исчерпал и все вернулось на свои места.

Практически в каждой сказке есть конфликт. Вот например, в сказке о Маугли, хищный тигр Шерхан требовал, чтобы ему на растерзание отдали человеческого детеныша, но звери волчьей стаи его воспитали, как своего любимого волченка.

А далее конфликт появился из- за того, что Шерхал свергал старого волчьего вожака и требовал ухода.

В сказке под названием » Дюмовочка «, только вспомните сколько возникало конфликтов, то Дюймовочку сватали к жабе, то к жуку, то к кроту и везде был конфликт, потому что дюймовочка — это маленькая девочка, а не какая то там букашка — таракашка и все подобного рода женихи ей были мягко сказать просто неприятны.

Я так скажу, что сказок без конфликтов не бывает. На этом сюжет и строится. Вот даже безобидная сказка про репку и то с конфликтом между дедом и самой репкой). Еще назову такие сказки: как лиса научила волка рыбу ловить хвостом в проруби, а он и примерз.

Анализ конфликта на примере «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

I. Краткое изложение конфликтной ситуации конфликт конструктивный деструктивный Старик-рыбак поймал в море Золотую рыбку, которая в обмен на сохранение жизни и свободы предлагает ему исполнение любых желаний. Старик отпускает Рыбку бескорыстно.

Вернувшись домой в землянку, Старик рассказывает Старухе о произошедшем.

Недовольная такой непрактичностью Старуха требует от Старика вернуться и попросить у Рыбки новое корыто.

Старик уступает требованию Старухи. Рыбка по просьбе Старика исполняет названное желание.

Вернувшись, Старик сталкивается с недовольством Старухи, пожелавшей уже не новое корыто, а новую избу взамен землянки. Старик уступает и этому требованию Старухи.

Рыбка исполняет это пожелание.

Приобретательские аппетиты Старухи растут. Старуха желает стать из крестьянки дворянкой, а затем и царицей.

Последнее требование вызывает у Старика слабые попытки контраргументации.

Старик пытается образумить Старуху.

Но Старуха принуждает Старика обратиться к Рыбке, которая исполняет новые старухины желания. Формат отношений между Стариком и Старухой меняется, теперь это уже не отношения супругов, а отношения госпожи и слуги.

Наконец, Старуха-царица, вызвав к себе Старика, высказывает своё новое пожелание — стать морской владычицей, распоряжающейся и самой Золотой Рыбкой. После того как Старик изложил Рыбке последнее пожелание Старухи, Рыбка впервые не исполняет высказанной просьбы.

Вернувшийся назад Старик застаёт Старуху в землянке у разбитого корыта.

Решение конфликтов, через сказку

Гость студии — писатель, сказкотерапевт и арт-терапевт, режиссёр документального кино и ТВ, дизайнер, член Творческого союза художников России. Ведущий передачи Дмитрий Зеливанский — эксперт по игровому обучению Сказки, которые были связаны с определенными традициями, сегодня понимаются по–другому.

А чаще – не понимаются. Почему? — Раньше традиции, обряды и сказки были вместе и воспринимались, как одно целое. Сейчас становится непонятным, зачем Баба Яга помещает героя в печь.

Если посмотреть историю, то когда младенец рождался недоношенным, болезненным, то существовал обряд «выпекания младенца». Ребенка укладывали на хлебную лопату, обмазывали тестом (тесто–символ солнечных лучей) и помещали в хорошо протопленную печь.

Но она в этот момент не горела, ребенка не сжигали. Устье печки – это лоно, утроба материнская. Помещая ребенка внутрь, считалось, что он допекся там, перерождался.

И когда его вынимали обратно после троекратного погружения в устье печки, то считалось, что он родился здоровым. Поэтому в сказках помещение героя в печь – это отголосок традиций. В нашей культуре мы боимся конфликтов и той трансформирующей силы, которая в них скрыта.

Потому что они приносят дискомфорт, боль. И поэтому мы желаем друг другу, чтобы все было хорошо. А представим себе человека, у которого по жизни все хорошо.

Жизнь невозможна без конфликтов.

Источник: https://gaarant.ru/konflikty-v-skazkah-i-sposoby-ih-razreshenija-11834/

Сказка с разрешением конфликтов

Конфликт в сказках

  • результаты анкетирования (приложение 1, приложение 2)
  • таблички конфликт”, “юмор”, “уступка”, “компромисс”, “сотрудничество” (приложение 6);
  • ситуации для обсуждения на столе у каждого ученика;
  • маски для сценки, сценка (приложение 3);
  • 2 сладких приза для игры “Армрестлинг”;
  • запись м/ф “Гадкий утёнок”;
  • рисунки осликов у каждого ученика (приложение 4);
  • рисунки учащихся на доске;
  • 4 альбомных листа для игры “Горящая река и лодочки”;
  • правила Карнеги для учащихся (приложение 5);
  • запись песни “Дружба крепкая”;
  • результаты самостоятельной работы учащихся.
  • Задания для самостоятельной подготовки учащихся:

    1. Совместно со взрослыми и сверстниками обсуди, что люди делают, когда между ними возникают разногласия. Узнай у родителей, друзей, сверстников, спроси у учителя, узнай в библиотеке, что такое конфликт? Как люди примиряются, приходят к согласию? Для чего людям нужно согласие?
    2. Взгляни на себя со стороны. Какие качества характера (положительные и отрицательные) присущи именно тебе? Чем ты отличаешься от других? Напиши.
    3. Придумайте вместе со взрослыми правила, пользуясь которыми люди могут разрешать разногласия. Запиши эти правила (оформи на отдельном листе)
    4. Нарисуй рисунок, где бы ты показал, как можно разрешить разногласие или конфликт (например, как это делаешь ты). Рисунок передай учителю.

    Ход занятияЭпиграф на доске:Самый лучший день — сегодня. Самый лучший отдых – работа. Самая большая потребность — общение. Самое большое богатство — здоровье.Самый большой дар — любовь.— Тема нашего занятия “Конфликт и пути его решения”. Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Наша цель – показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций. Сегодня мы рассмотрим понятия “конфликт”, “компромисс”, причины возникновения конфликта, а так же основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях.— Проблема межличностных взаимоотношений является актуальной и для многих учащихся нашей школы, в том числе и для вас. Мы провели социологический опрос. Были опрошены учащиеся 4-х классов нашей школы. Результаты анкетирования:58% четвероклассников считают, что без конфликтов прожить невозможно, т.к. иногда нужно уметь защитить себя.— Что такое конфликт? 36 % учеников 4 классов ответили, что конфликт — это непонимание друг, друга, ссора.— В чем сходство и различие понятий спор и конфликт?— Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?— С какими людьми вы чаще всего конфликтуете?— Что чаще всего для вас является причиной конфликта? (недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становятся источником ссор и конфликтов) 39 % учащихся считают, что причиной конфликта является поведение людей, неумение общаться.— Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте? 73 % четвероклассников ответили, что конфликт можно разрешить мирным путём.— Как видите, путей выхода из конфликта множество.xn--i1abbnckbmcl9.xn--p1ai

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.Размещено на http://www.allbest.ru/Анализ конфликта на примере «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. ПушкинаI. Краткое изложение конфликтной ситуацииконфликт конструктивный деструктивныйII. Анализ конфликтной ситуации1. Тип конфликта:в) по коммуникативной направленности конфликт носит «горизонтальный» характер (жена-муж), но по мере развития конфликтной ситуации, начиная с 3 фазы приобретает «вертикальный» характер (дворянка/царица — рыбак).2. Структура конфликта:б) объект конфликта: расхождение во мнениях у Старика и Старухи об оптимальном использовании ресурса «Золотая Рыбка»;Для Старухи — Старик («дурачина, простофиля») не способен адекватно распорядиться и использовать открывшиеся возможности исполнения Золотой Рыбкой желаний.-А- Старику удаётся убедить Старуху довольствоваться достигнутым. Старуха удовлетворяется полученным на 2-4 фазе развития конфликта (см. Динамика конфликта).-Б- Старику не удаётся убедить Старуху довольствоваться достигнутым. Старуха не удовлетворяется полученным, «революция притязаний» становится преодолимой только вмешательством извне.3. Динамика конфликта:а) возникновение конфликтной ситуации: Старуха выражает неудовольствие поступком Старика, безвозмездно отпустившего Золотую Рыбку;б) развитие конфликта происходит через постоянное наращивание требований Старухи к Старику по поводу исполнения желаний по следующим этапам:1 фаза развития конфликта: Старуха требует новое корыто;2 фаза развития конфликта: Старуха требует новую избу;3 фаза развития конфликта: Старуха требует повышения социального статуса с «чёрной крестьянки» до «столбовой дворянки»;4 фаза развития конфликта: Старуха требует повышения социального статуса со «столбовой дворянки» до «вольной царицы»;5 фаза развития конфликта: добившаяся статуса «вольной царицы» Старуха требует повышения статуса до «владычицы морской». Пик конфликта.г) особенности поведения сторон конфликта:4. Функции конфликта:а) конструктивные: разрешение конфликта при помощи «третьей стороны» имело воспитательные функции;б) деструктивные: развитие конфликта между Стариком и Старухой не способствовало решению возникшего противоречия, в результате Старуха лишилась всех полученных материально-статусных приобретений.5. Возможности предотвращения конфликта:В силу неадекватно растущих притязаний Старухи и конформистского поведения Старика урегулирование конфликта стало затруднено, разрешение конфликта стало возможно лишь при вмешательстве «третьей силы».СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕЖил старик со своею старухойУ самого синего моря;Они жили в ветхой землянкеРовно тридцать лет и три года.Старик ловил неводом рыбу,Старуха пряла свою пряжу.Раз он в море закинул невод, —Пришел невод с одною тиной.Он в другой раз закинул невод,Пришел невод с травой морскою.В третий раз закинул он невод, —Пришел невод с одною рыбкой,С непростою рыбкой, — золотою.Как взмолится золотая рыбка!Голосом молвит человечьим:«Отпусти ты, старче, меня в море,Дорогой за себя дам откуп:Откуплюсь чем только пожелаешь.»Удивился старик, испугался:Он рыбачил тридцать лет и три годаИ не слыхивал, чтоб рыба говорила.Отпустил он рыбку золотуюИ сказал ей ласковое слово:«Бог с тобою, золотая рыбка!Твоего мне откупа не надо;Ступай себе в синее море,Гуляй там себе на просторе».Рассказал ей великое чудо.«Я сегодня поймал было рыбку,Золотую рыбку, не простую;По-нашему говорила рыбка,Домой в море синее просилась,Дорогою ценою откупалась:Откупалась, чем только пожелаю.Не посмел я взять с нее выкуп;Так пустил ее в синее море».Старика старуха забранила:«Дурачина ты, простофиля!Не умел ты взять выкупа с рыбки!Хоть бы взял ты с нее корыто,Наше-то совсем раскололось».Вот пошел он к синему морю;Видит, — море слегка разыгралось.Стал он кликать золотую рыбку,Приплыла к нему рыбка и спросила:«Смилуйся, государыня рыбка,Разбранила меня моя старуха,Надобно ей новое корыто;Будет вам новое корыто».Воротился старик ко старухе,У старухи новое корыто.Еще пуще старуха бранится:Выпросил, дурачина, корыто!В корыте много ль корысти?Воротись, дурачина, ты к рыбке;Поклонись ей, выпроси уж избу».Вот пошел он к синему морю,(Помутилося синее море.)Приплыла к нему рыбка, спросила:Ей старик с поклоном отвечает:Еще пуще старуха бранится,Не дает старику мне покою:Избу просит сварливая баба».«Не печалься, ступай себе с богом,Так и быть: изба вам уж будет».Пошел он ко своей землянке,А землянки нет уж и следа;Перед ним изба со светелкой,С кирпичною, беленою трубою,С дубовыми, тесовыми вороты.Старуха сидит под окошком,На чем свет стоит мужа ругает.«Дурачина ты, прямой простофиля!Выпросил, простофиля, избу!Воротись, поклонися рыбке:Не хочу быть черной крестьянкой,Хочу быть столбовою дворянкой».Пошел старик к синему морю;(Не спокойно синее море.)Пуще прежнего старуха вздурилась,Уж не хочет быть она крестьянкой,Хочет быть столбовою дворянкой».Отвечает золотая рыбка:«Не печалься, ступай себе с богом».Воротился старик ко старухе.Что ж он видит? Высокий терем.На крыльце стоит его старухаВ дорогой собольей душегрейке,Парчовая на маковке кичка,Жемчуги огрузили шею,На руках золотые перстни,На ногах красные сапожки.Перед нею усердные слуги;Она бьет их, за чупрун таскает.Говорит старик своей старухе:«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!Чай, теперь твоя душенька довольна».На него прикрикнула старуха,На конюшне служить его послала.Вот неделя, другая проходит,Еще пуще старуха вздурилась:Опять к рыбке старика посылает.«Воротись, поклонися рыбке:Не хочу быть столбовою дворянкой,А хочу быть вольною царицей».Испугался старик, взмолился:«Что ты, баба, белены объелась?Ни ступить, ни молвить не умеешь,Насмешишь ты целое царство».Осердилася пуще старуха,По щеке ударила мужа.«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,Со мною, дворянкой столбовою? —Ступай к морю, говорят тебе честью,Не пойдешь, поведут поневоле».Старичок отправился к морю,(Почернело синее море.)Ей с поклоном старик отвечает:Опять моя старуха бунтует:Уж не хочет быть она дворянкой,Хочет быть вольною царицей».«Не печалься, ступай себе с богом!Добро! будет старуха царицей!»Старичок к старухе воротился.Что ж? пред ним царские палаты.В палатах видит свою старуху,За столом сидит она царицей,Служат ей бояре да дворяне,Наливают ей заморские вины;Заедает она пряником печатным;Вкруг ее стоит грозная стража,На плечах топорики держат.Как увидел старик, — испугался!В ноги он старухе поклонился,Молвил: «Здравствуй, грозная царица!Ну, теперь твоя душенька довольна».На него старуха не взглянула,Лишь с очей прогнать его велела.Подбежали бояре и дворяне,Старика взашеи затолкали.А в дверях-то стража подбежала,Топорами чуть не изрубила.А народ-то над ним насмеялся:«Поделом тебе, старый невежа!Впредь тебе, невежа, наука:Не садися не в свои сани!»Царедворцев за мужем посылает,Отыскали старика, привели к ней.Говорит старику старуха:«Воротись, поклонися рыбке.Не хочу быть вольною царицей,Хочу быть владычицей морскою,Чтобы жить мне в Окияне-море,Чтоб служила мне рыбка золотаяИ была б у меня на посылках».Старик не осмелился перечить,Не дерзнул поперек слова молвить.Вот идет он к синему морю,Видит, на море черная буря:Так и вздулись сердитые волны,Так и ходят, так воем и воют.Стал он кликать золотую рыбку.«Чего тебе надобно, старче?»«Смилуйся, государыня рыбка!Что мне делать с проклятою бабой?Уж не хочет быть она царицей,Хочет быть владычицей морскою;Чтобы жить ей в Окияне-море,Чтобы ты сама ей служилаИ была бы у ней на посылках».Ничего не сказала рыбка,Лишь хвостом по воде плеснулаИ ушла в глубокое море.Долго у моря ждал он ответа,Не дождался, к старухе воротился —Глядь: опять перед ним землянка;На пороге сидит его старуха,А пред нею разбитое корыто.Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

    Понятие и функции конфликта. Типичные стили поведения в нем. Характеристика основных типов конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой и конфликт между личностью и группой. Их основные особенности. Дисфункциональные последствия конфликта.реферат [32,4 K], добавлен 13.10.2013Типы конфликтов: конструктивные, стабилизирующие, деструктивные. Виды тактик: жесткие, нейтральные, мягкие. Анализ деятельности военного руководителя по урегулированию конфликта между подчиненными. Причины межличностных конфликтов воинских коллективов.

Источник: https://sokolieds.ru/blog/skazka-s-razresheniem-konfliktov/

Как устроены истории в кино: Пример Беззубика и уроки Малефисенты — Статьи на КиноПоиске

Конфликт в сказках

Любой фильм похож на слоеный пирог. То есть состоит из нескольких уровней: сценарий, изображение, звук, идеи и т. д. Мы решили понятно и доступно рассказать о каждом из них и открываем серию материалов-уроков, которые покажут на примере любимых картин, как вообще придумывается и снимается кино. Первый текст  — о самом важном элементе фильма: истории, которую он рассказывает.

Над созданием истории работает специальный человек — сценарист, который пишет сценарий, основу будущего фильма. В киноиндустрии есть такая поговорка: «По хорошему сценарию можно снять плохой фильм, а по плохому сценарию хороший фильм снять нельзя».

Другая поговорка гласит: «Фильм рождается трижды — на этапе сценария, на съемках и на монтаже». И если сценарий написан непрофессионально, то, как его ни спасай с помощью суперзвезд, роскошных декораций или дорогих спецэффектов, фильм все равно не получится.

Сценарий как фундамент дома: если фундамент сделан плохо, то все красивые статуи и яркие наличники рано или поздно рухнут вместе с ним.

«Как приручить дракона»

В основе профессионального сценария лежат пять главных элементов: конфликт, протагонист, цель, антагонист, структура истории.

Конфликт

Это база любой истории, без конфликта история просто не получится. Само слово «конфликт» происходит от латинского «conflictus», что в переводе означает «столкновение, борьба».

Конфликт — это столкновение персонажей, сил, образов. Очень важно обратить внимание на последнее слово — «образов». Есть фильмы, в которых конкретных персонажей нет, а конфликт все равно есть.

Например, старый немой фильм немецкого режиссера Вальтера Руттманна «Опус № 1» (1921).

data-component-type=Embed>

Это самое настоящее абстрактное кино, и конфликт в нем — столкновение фигур, форм, цветов, размеров, видов движения. Есть ли конфликт в знаменитом «Черном квадрате» Малевича? Да, конечно, столкновение черного и белого, фигуры и фона, большого и маленького.

Но если мы решим делать не абстрактный фильм, а фильм с историей, у которой есть начало, середина и конец, то нужно придумать стержень, вокруг которого будет закручен конфликт. И этот стержень называется протагонист.

Протагонист

Если сильно упрощать, то протагонист — примерно то же самое, кого мы привыкли называть героем. Или главным героем. Или главным действующим лицом. Почему же не подходит выражение «главное действующее лицо»? Да потому, что есть случаи, когда протагонист бездействует.

Как, например, Золушка. Трудолюбивая в сюжете сказки, она страшно ленива как элемент сюжета. За нее историю толкают другие персонажи — мачеха, фея, король, принц. Она лишь реагирует на их действия, но фактически не действует сама. Золушка — типичная пассивная протагонистка.

«Золушка»

А почему не используют термин «герой»? Его используют, но в обыденной речи, для краткости и простоты, обязательно имея в виду, что «герой» — очень условный термин. «Герой» в переводе с древнегреческого означает «доблестный муж, предводитель», тот, кто ведет за собой, спасает мир, может быть, даже жертвует собой.

Например, Иккинг в мультфильме «Как приручить дракона» (2010) — самый настоящий герой, готовый пожертвовать жизнью ради друзей и соплеменников. Но разве во всех историях есть герой? В сказках почти везде есть герой и есть злодей. А во взрослых и сложных историях не всегда.

Бывает, что в центре сюжета оказывается нехороший персонаж, может быть, даже убийца и психопат — например, в «Джокере» Тодда Филлипса.

«Джокер»

Таких протагонистов называют антигероями. К антигероям можно отнести Малефисенту из одноименного фильма 2014 года и Дарта Вейдера из второй трилогии «Звездных войн».

Их авторы, как и Тодд Филлипс, взяли злодеев из классических историй — легендарного диснеевского мультфильма «Спящая красавица» и первой трилогии «Звездных войн» — и поставили их в центр своей.

Зачем? Чтобы выяснить, как Энакин Скайуокер превратился в чудовищного Дарта Вейдера, а добрая фея Малефисента стала злой колдуньей.

«Малефисента»

Итак, герой и антигерой — это две функции протагониста. Протагонист — термин безоценочный. С древнегреческого языка это слово переводится как «первый в состязании», то есть перед нами персонаж, который на вопрос «Чья это история?» отвечает «Моя!».

Именно его судьба поставлена в центр сюжета. И он может быть как активным, так и пассивным, как героем, так и антигероем.

Кстати, есть еще один вариант — негероический герой, то есть самый обыкновенный персонаж, не совершающий никаких подвигов и не делающий никому зла. Как та же Золушка.

Но одного протагониста, для того чтобы конфликт закрутился, мало. Нужна цель.

Цель

Это очень конкретная вещь, к которой протагонист стремится. Например, предмет, некое сокровище (золотое руно в мифе об аргонавтах, священный Грааль в «Индиане Джонсе» или «Коде да Винчи», крестраж в истории про Гарри Поттера, Камни Бесконечности в финальных «Мстителях»).

Но бывает и так, что цель не связана с предметом. Иккинг в мультфильме «Как приручить дракона» должен убить дракона. Это и есть его цель. Цель Малефисенты — отомстить королю Стефану за обман, унижение и предательство.

«Как приручить дракона»

Но что мешает протагонисту дойти до цели? Препятствия. А кто расставляет препятствия? Вторая сила в конфликте. Так и хочется написать — злодей. Но мы только что выяснили, что герой и злодей — упрощенные категории, которые работают только в детских сказках. В кино тот, кто мешает протагонисту достичь цели, называется антагонистом.

Антагонист

И это вновь безоценочный термин. В переводе с древнегреческого — просто «соперник, противник», который может быть как отрицательным, так и положительным.

В истории Малефисенты антагонист — король Стефан, он делает все, чтобы уйти от наказания, и пытается защитить свою дочь Аврору от проклятия Малефисенты.

«Малефисента»

В истории Иккинга два главных антагониста. В мире людей — отец, сильный воин, вождь племени, который ни во что не ставит собственного сына. Иккинг хочет доказать отцу, что способен быть таким же сильным, и пытается убить дракона. А в мире драконов это мегадракон, который использует древний принцип «разделяй и властвуй» и стравливает драконов и людей, сам при этом находясь в безопасности.

«Как приручить дракона»

Однако фильм — это динамичная система, в ней постоянно что-то происходит, но, главное, меняется баланс сил между протагонистом и антагонистом. За этот баланс отвечает структура истории.

Структура

Сюжет всегда можно разделить на несколько глав, этапов. Это и есть структура истории. Разные теоретики кинодраматургии по-разному дробят фильм на элементы: три акта, восемь эпизодов (секвенций), 12 шагов, 22 бита (пункта истории).

Мы познакомимся с концепцией Майкла Хейга, который выявляет шесть ступеней в развитии сюжета и пять поворотных точек между ними.

1. Первая ступень — это экспозиция, то есть представление персонажей и мира, в котором происходит действие истории. Происходит оно прямо перед началом конфликта между протагонистом и антагонистом.

В «Малефисенте» экспозиция — это детство феи, ее знакомство со Стефаном, их влюбленность.

В «Как приручить дракона» экспозиция более динамична — это нападение драконов на остров викингов, которое заканчивается тем, что Иккинг вступает в бой и сбивает дракона.
«Малефисента»

Экспозицию завершает первая поворотная точка — завязка, то есть начало конфликта (оно приходится примерно на одну восьмую часть истории).

Стефан отрезает крылья Малефисенте и приносит их королю, чтобы самому занять трон.

Иккинг находит сбитого дракона, понимает, что тот ранен, вытаскивает нож, чтобы убить врага, но не может этого сделать! И от бессилия падает в обморок.

«Малефисента»

2. После завязки начинается вторая ступень — новая ситуация. Это усложнение конфликта: протагонист придумывает план А для достижения цели.

Малефисента превращает ворона в своего слугу, который должен стать ее крыльями. Так она хоть как-то сможет вернуть то, что украл у нее Стефан, и быть в курсе людских дел.

Иккинг понимает, что викинги правы: он не может убивать драконов, однако теперь отец меняет свое решение и отправляет Иккинга в школу драконоборцев.

«Как приручить дракона»

План А приводит протагониста ко второй поворотной точке — она называется изменение планов (это примерно первая четверть истории). Фактически это крушение плана А.

Малефисента понимает, что ворон Диаваль хоть и помогает ей, но не может уменьшить боль, причиненную предательством Стефана. Узнав о рождении Авроры, Малефисента решает сделать девочку инструментом мести Стефану и насылает на нее проклятие.

Иккинг не может достучаться до отца — он больше не хочет убивать драконов, но теперь вынужден этому учиться.
«Малефисента»

3. Дальнейшее запутывание сюжетного клубка Майкл Хейг называет прогрессией, то есть развитием действия. Это третья ступень в истории.

Протагонист вынужден разрабатывать план B. Для Иккинга это не убить дракона, который оказывается совершенно безопасным и милым Беззубиком, а наоборот, приручить, понять его.

Мальчик делает для Беззубика искусственную перепонку, они играют, летают, становятся друзьями.

«Как приручить дракона»

Для Малефисенты план B — ждать и наблюдать за Авророй, чтобы ничто не помешало проклятию сбыться. И невольно она становится лучшей нянькой, чем нанятые Стефаном феи. В отличие от них, Малефисента всегда рядом и всегда готова, будучи невидимой, отвести беду.

«Малефисента»

В середине фильма происходит слом истории. Это третья поворотная точка — точка невозврата: протагонист не может выйти из игры и отмотать события до той точки, когда конфликт еще не начался.

Для Малефисенты это момент, когда Аврора накануне 16-летия переходит границу миров и оказывается в волшебном лесу; колдунья и девушка знакомятся, и Малефисента наконец понимает, что Аврора стала для нее близким человеком, который, конечно, не заслуживает того страшного проклятия.

«Малефисента»

В истории Иккинга точка невозврата — объявление решения старейшины о том, что на экзамене пройдет единоборство Иккинга с драконом. То, чего он так хотел в экспозиции, теперь для него немыслимо. План А и план B вступили в неразрешимое противоречие.

«Как приручить дракона»

4. Четвертая ступень в развитии конфликта — усложнение и повышение ставок. У Иккинга план B трещит по швам, он должен принять какое-то решение и во время полета с Беззубиком видит гнездо мегадракона — подлинного врага и драконов, и людей. Правда, пока не понимает, что делать дальше.

«Как приручить дракона»

Малефисента безуспешно пытается отменить проклятие и, что называется, подстелить соломки — сделать все, чтобы как можно быстрее снять проклятие, когда Аврора уснет беспробудным сном.

Заезжий принц вселяет в нее надежду, но тут история подходит к четвертой поворотной точке, которую Хейг назвал большой неудачей, и это крах плана B (примерно три четверти истории).

Аврора находит веретено, проливается капля крови, девушка засыпает, принц ее целует, но ничего не происходит, потому что спасти Аврору может лишь поцелуй истинной любви — любви, в которой Малефисента разочаровалась и которой, как она убеждена, не существует.

«Малефисента»

Иккинг в точке большой неудачи проваливает экзамен, Беззубика запирают, отец произносит страшные слова «ты не викинг, ты не сын, ты не с нами».

5. Чтобы приблизиться к цели, протагонисту нужно совершить последний рывок. Именно так называется предпоследняя, пятая ступень.

Протагонист вынужден собирать все силы в кулак, совершать сверхусилие и придумывать план С — самое сложное и решительное действие, к которому он не был готов в начале истории и готов только сейчас, после стольких потерь и поражений.

Малефисента в отчаянии целует Аврору, и именно этот поцелуй оказывается поцелуем истинной любви — материнской. Аврора спасена, но сама Малефисента угодила в ловушку короля Стефана. План С — это единоборство со Стефаном.

Именно сейчас Малефисента возвращается к своей подлинной цели — отомстить Стефану в честном поединке, не прикрываясь ни в чем не повинной Авророй.

«Малефисента»

Иккинг придумывает, как он сам об этом говорит, «безумный план», и это план С в его истории — объединить усилия драконов и людей в битве с их истинным врагом, мегадраконом. Первоначальная цель — убить дракона — возвращается, но теперь она уточнена — убить не какого-то там дракона, а конкретного врага, использующего вражду викингов и драконов в своих целях.

«Как приручить дракона»

План С приводит к последней, пятой поворотной точке (вторая половина последней четверти истории) — кульминации, то есть решающей схватке, от которой зависит исход конфликта. В обеих историях это единоборство — Малефисенты со Стефаном, Иккинга с мегадраконом.

6. То, что происходит после кульминационной битвы — это уже финальная, шестая ступень — последствия. Здесь мы видим новую расстановку сил, новый баланс в мире. Драконы и люди мирно сосуществуют, Иккинг окончательно понимает, что не смог убить Беззубика не из страха, а потому, что увидел в нем Другого, иную часть себя.

Ведь это история не столько про «убить дракона», сколько про «принять самого себя» — не вписываться в мир, подчиняясь чуждым тебе правилам, а сформулировать свои принципы и жить, не поступаясь ими. Чем больше Иккинг по инерции («так же положено») вписывался в мир викингов и уходил от самого себя, тем больше ошибок совершал.

Цена этих ошибок — железный крюк вместо ноги и протез вместо крыла у Беззубика.

«Как приручить дракона»

В истории Малефисенты и Авроры финал тоже строится на разрушении границы между мирами и объединении государств. Малефисента также допустила чудовищную ошибку, отдавшись своим эмоциям. И с большим трудом смогла ее исправить, соединив в себе сразу двух персонажей — и злодея, и героя.

Сценаристы обоих фильмов переосмысляют старые истории — сказку о Спящей красавице и драконоборческий миф. Как древние мифы работают в новых сюжетах, зачем их до сих пор регулярно включают в фильмы и почему зритель далеко не всегда может их распознать — об этом речь пойдет  в следующем материале. 

Источник: https://www.kinopoisk.ru/media/article/4000010/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.